aif.ru counter
252

Десять бед, один бюджет: успеют ли Кабмин и Рада принять госбюджет 2016?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Аргументы и Факты в Украине 23/12/2015

Проект госбюджета продолжает дорабатываться Кабмином и профильным комитетом Верховной Рады – к Новому году депутаты обещают принять главный финансовый документ страны на будущий год. Несмотря на это, мы разобрали проект на запчасти с тем, чтобы понять, каким в финансовом плане будет для украинцев грядущий високосный год Обезьяны.

«Забыли»

Несмотря на то, что вариант проекта бюджета-2016, доступный для изучения на сайте Верховной Рады, еще не окончательный, эксперты убеждены, что после доработки кардинально в нем вряд ли что-либо изменится.

В этой связи к Кабмину, как автору документа, есть лишь два вопроса. Первый: где обещанные деньги на оборону и безопасность? И второй: кто и зачем «забыл» выделить финансирование для Специализированной антикоррупционной прокуратуры, на которую возлагаются такие большие надежды в обществе? По словам президента, это «досадное недоразумение» будет исправлено.

Намного сложнее с обороной и безопасностью. Согласно решению СНБО, напомним, на армию, Нацгвардию, Нацполицию, разведку и другие военные и военизированные ведомства в 2016 г. должно быть выделено 5% от ВВП – 113,1 млрд грн. Однако в проекте бюджета на эти нужды заложено в целом лишь 96,6 млрд грн, то есть, 4,3% от ВВП страны в следующем году. Так, например, на армию Кабмин выделил 46,9 млрд грн вместо 67,9 млрд грн. Не хватает около 20 млрд грн, которые, видимо, вычтут из других статей, и без того скромных.

Сокращение госрасходов

По данным экономиста Павла Кухты, советника Центра экономической стратегии, эксперта Реанимационного пакета реформ, который проанализировал проект госбюджета-2016, документ вызывает осторожный оптимизм.

«Принятие бюджета в сегодняшнем виде позволит существенно уменьшить часть госсектора в экономике Украины, - говорится в анализе законопроекта. - Бюджет расширяет финансовые возможности органов местного самоуправления и резко сокращает квазифискальные (внебюджетные – ред.) расходы. Уменьшение размера единого социального взноса (ЕСВ) снизит налоговую нагрузку на зарплату, но заострит вопрос дефицита Пенсионного фонда».

Ключевые изменения в публичных финансах, заложенные в бюджет, по мнению эксперта, выглядят следующим образом.

1. Снижение части расходов государственного сектора с 43,4-48,9% до 41,7%, то есть на 1,7-7,2% от ВВП. Оптимальным уровнем части расходов госсектора в ВВП является 37%, что позволяет ускорить ежегодный рост на 0,9-3,5% ВВП. Таким образом, сокращение госрасходов в проекте госбюджета позволит ускорить экономический рост в Украине на 0,3-2,9% ВВП.

2. Бюджетная децентрализация – расширение финансовых возможностей органов местного самоуправления. Собственные доходы органов местного самоуправления вырастут более чем на 40%, а их часть в ВВП увеличится с 5,2% до 6,5%.

3. Сокращение квазифискальных расходов на 5% от ВВП - расходы на покрытие дефицита НАК «Нафтогаз Украины», рекапитализацию банков и трансферты Фонду гарантирования вкладов физлиц - до уровня 0,7% от ВВП в 2016 году. Именно на сокращение квазифискальных расходов приходится большая часть уменьшения части расходов госсектора в ВВП.

4. Сокращение собственных поступлений Пенсионного фонда на 34,5% вследствие сокращения размера обязательного ЕСВ обостряет вопрос дефицита Пенсионного фонда и требует срочной реформы пенсионной системы.

Заткнуть дыры

Предложенный и отправленный на доработку проект нового Налогового кодекса предполагает вовсе не снижение давления на бизнес, а его увеличение.

«Мы видим увеличение количества налогов и общей налоговой нагрузки при стабильном снижении социальных стандартов, - говорит финансовый аналитик Эрик Найман. - Расходы и доходы сводного госбюджета вырастут по сравнению с прошлым годом более чем на 20%. Это станет возможным за счет повышения налоговых ставок и увеличения количества налогоплательщиков. В предыдущем варианте рост сводного бюджета предусматривался на 7%. То есть, Минфин заложил фундамент для намного более высокой инфляции – до 20%, чем заложены в бюджет – 12%. Недостающие налоговые поступления государство получит за счет «инфляционного налога», как и в 2015 году».

Что же касается дефицита бюджета, который, согласно проекту, составляет 72,6 млрд грн, то эту дырку традиционно заткнут заимствованиями. На внешнем рынке запланировано занять 119,5 млрд грн, а погасить необходимо будет 13,9 млрд грн. Объем внутренних заимствований составит 98,4 млрд грн. Но в 2016-м придется отдать 121,3 млрд грн. Эту брешь также прикроют внешними займами.

Нововведения с 1 января

- Льготы передадут в ведение местных бюджетов

- ПТУ и вузы I-II уровней аккредитации также передадут на баланс местных властей

- Снова подорожают сигареты и спиртные напитки

- Упрощенная система налогообложения останется лишь для физлиц-предпринимателей

- Будут вновь легализированы казино и букмекерские конторы

Андрей Кряжев

«Экзамен» на верность для Яценюка, «Правый сектор» окружил АП – фото | Фотогалерея

 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых