aif.ru counter
163

Бюджет в ручном режиме

На сайте Рады уже появился текст принятого парламентом госбюджета на 2019 г.

Законодательное собрание Пермского края

Закон уж подписал президент, и с 1 января он вступит в силу. Никто не знал, что именно попадет в финальную редакцию документа – его еще предстояло согласовать с МФВ. Эксперты отмечают, что подводные камни следует искать в текстовой части документа.

Закон о госбюджете состоит из двух частей – текстовой и набора таблиц с финпоказателями. Документ устанавливает общие базовые цифры, такие как доход в размере 1,026 трлн грн и расходы в размере 1,112 трлн грн.

МНОГО ИЛИ МАЛО?

Если отталкиваться от скромных прогнозов Минфина по показателям ВВП на 2019 г. в размере 3 946,9грн, то расходная часть бюджета составит 28,2% от ВВП. По нему экономисты судят о том, насколько государство вмешивается в экономику, сколько денег оно забирает из частного сектора. Так называемые «азиатские тигры», страны, совершившие рывок из третьего мира в первый, установили фискальный процент на уровне 20%. Это давало им возможность расти по 10% в год. Американцы перераспределяют через бюджет больше - около 30% и растут на 5% в год. Европа позволяет себе фискальный процент 50% и рост на уровне 1% в год.

Закон о госбюджете-2019 сохранил порочную практику останавливать действие принятых ранее законов (как правило, социальных). Делается это Кабмином с игнорированием решений Конституционного суда и замечаний парламентских юристов.

КРЕДИТЫ НА ВЕТЕР

Сегодня Украина не в состоянии поддерживать энергетическую и инженерную инфраструктуру, поэтому пользуется средствами международных финорганизаций, таких как Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и Кредитное учреждение по восстановлению (Германия).

В 2019 г. планируется освоить порядка 21,1 млрд грн на строительство дорог, реконструкцию магистрального газопровода, инвестиции в теплообеспечение, строительство линий электропередач, метро в Днепропетровске и Харькове. Международные доноры берут небольшие проценты. Да только тянутся эти проекты годами, а по некоторым (по отчету Счетной палаты за 2017 г.) мы платим за финобслуживание больше, чем используем кредитных средств. За 2014-2016 гг. освоено было 49,4% привлекаемых средств, а в 2011 г. - 93%, в 2013 г. - 69%. На стадии подготовки пребывало 32 проекта, но работа стартовала только по 23-м, что говорит о системной деградации госуправления в сфере финансов. Чиновники не хотят осваивать «прозрачные» средства по жесткой международной отчетности.

А вот новелла бюджета о госгарантиях по кредитам: их в 2019 г. планируется дать на 27,3 млрд грн. В 2019 г. в тексте появилась оговорка, которой в редакции бюджета на 2018 г. не было: субъекты хозяйствования, по которым принимается решение о предоставлении госгарантий для программ по повышению обороноспособности и безопасности, по решению Кабмина могут освобождаться от обязательств предоставлять имущественное или другое обеспечение и платить в бюджет за их получение. Фактически, Кабмин в ручном режиме будет освобождать от ответственности частные предприятия, получающие кредиты под госгарантии. Поэтому парламентские юристы прямо указали, что проект госбюджета содержит положения, которые могут нарушить параметры долговой безопасности государства в средне- и долгосрочной перспективе.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЦИНИЗМ

Бюджет на 2019 г. не стал исключением в сфере «обрезания» гособязательств в социальной сфере. Следует отметить, что размер прожиточного минимума (в ст. 7) существенно отличается от реальных показателей стоимости продуктов питания, достаточных для функционирования организма человека. О чем говорить, если по данным Минсоцполитики, фактический размер прожиточного минимума в ценах июля 2018 г. на мес. составлял 3745 грн, а не 1853 грн, как предлагает Минфин в законе о госбюджете на 2019 г.

Предложенный прожиточный минимум в два раза ниже, чем уровень «абсолютной бедности» - физиологического минимума, необходимого для жизни человека, согласно международным критериям ООН (5 долл. в день для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ).

АРМИЮ НА ПРОДАЖУ

Недоумение вызывают и формулировки бюджета, предполагающие поступления средств в казну от реализации «излишнего вооружения, военной и специальной техники, недвижимости ВСУ».

В СССР на складах бережно хранились даже трехлинейки Мосина и пулеметы «Максим», у нас же Минфин до сих пор рассчитывает на продажу вооружений, которых после систематических взрывов военных складов становится все меньше и меньше. А ведь в парламенте работает  даже ВСК, изучающая факты незаконных продаж военного имущества.

Коррупционные поблажки для Минобороны в виде отсутствия конкурса на поставку продовольствия будут продолжены и в 2019 г. Никаких тендеров, старые договора будут пролонгированы. В октябре уже успел прогреметь скандал с закупками продуктов питания в Минобороны. Дельцы успели освоить с 2014 г. 3,3 млрд оборонных средств на солдатских пайках.

ЧЕРНОБЫЛЬ БЕЗ «УКРЫТИЯ»

Государство сократило по сравнению с 2018 г. финансирование проектов из спецфонда бюджета. Исчезли расходы на поддержание объекта «Укрытие» в Чернобыле, господдержка угольных предприятий, целевых программ ВПК, обустройство границы, а также субвенция из госбюджета местным бюджетам на погашение разницы между фактической стоимостью тепловой энергии и тарифами.

Но появилось направление финансирование жилья для переселенцев из Донбасса (льготные ипотечные кредиты).

ПО ПУТИ К ДЕФОЛТУ

Бюджет сохранил традиционную для Минфина возможность наращивать внутренний и внешний долг, проводя эмиссию облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) – удобного инструмента отмывания денег и латания бюджетных дыр. Это выгодно, так как налоги на доход меньше, чем от доходов от депозитов. Всего на декабрь 2018 г. в обороте долговых бумаг государства - на 732 млрд грн. При этом, Минфин имеет право увеличивать задолженность сверх нормативов, установленных законом.

По мнению завотделом государственных финансов Центра "Оптима" Татьяны БОГДАН, при нынешнем уровне кредитных рейтингов Украины и цикле повышения процентных ставок ведущими центробанками мира, внешние коммерческие займы, вероятно, могут быть привлечены правительством только по аномально высоким ставкам — свыше 9% годовых. Такие разрывы при отсутствии источников их покрытия будут подталкивать правительство к дефолту/реструктуризации долга.

Государственный долг перед гражданами Украины, которые добились справедливости в Европейском суде, оценены госбюджетом в 7.54 млрд грн. Живых денег в бюджете нет – Кабмину предложено выплачивать долги казначейскими векселями в течении 7 лет.

ВСЕМ СЕСТРАМ – ПО СЕРЬГАМ

В ручном режиме Кабмин совместно с бюджетным комитетом распишут финансовые дотации сельхозпроизводителям на сумму в 4 млрд грн. Отдельной строкой появилось поручение Кабмину предусмотреть компенсацию стоимости специальных вагонов-зерновозов в рамках средств на поддержку АПК - 300 млн грн компенсации за ЖД вагоны.

Также с 1 апреля предусмотрено финансирование Нацслужбы здоровья, которая будет компенсировать стоимость лекарств.

Отдельное финансирование закладывается на ремонт ряда трас республиканского значения на сумму 11,7 млрд грн.

В порядке исключения, в противоречие норм Бюджетного кодекса, Кабмин замкнет на себя распределение 50% средств фонда регионального развития, хотя этим должна заниматься спецкомиссия по оценке и отбору соответствующих проектов. Правда, депутатам разрешено вносить свои предложения. В сущности, эти деньги (4,9 млрд грн) представляют финансовый ресурс для стимулирования Банковой нужных голосований со стороны мажоритарщиков.

ДЕНЕГ НА МЕТРО НЕТ

Мэр Киева Кличко получит от Минфина, и по отдельной статье бюджета, 1,5 млрд на метро до Виноградаря, капремонт освещения – 700 млн., транспортную и инженерную инфраструктуру -2,5 млрд грн. Впрочем, живых денег Киев не дождется – ему будут списывать долги. Деньги на строительство столица должна найти самостоятельно.

Тем не менее, шансы получить средства на строительство метро остаются у Харькова (28 млн грн) и Днепра (580 млн грн).

ПОД ЗАНАВЕС

Самые большие каверзы заложены в заключительные положения закона о госбюджете. Там блокируется увеличение оплаты труда судебным экспертам и государственным служащим, снимаются ограничения на количество заместителей руководителей центральных органов власти. Ограничиваются компенсационные, выплаты резервистам, призванным на сборы, выплаты на жилье военнослужащим Национальной гвардии, блокируются социальные «пережитки» Жилищного кодекса в контексте права на жилье и ряд норм украинского законодательства

Международные организации продолжат закупать лекарства для Украины и в 2019 г. Эта поправка была принята во время ночного принятия закона о бюджете. Кабмин также должен принять меры по приведению показателей госзаказа на бюджетное обучение с потребностями рынка труда и создать систему мониторинга выпускников – устроились ли они по специальности. Вузы предлагается укрупнять, превращая их в «холдинги».

В итоге, под диктовку МВФ Минфину удалось сделать вполне рабочий финансовый документ. Но стратегии опережающего развития у украинской власти пока нет.

Юрий ШПАК