aif.ru counter
02.10.2019 18:54
355

Бюджет-2020: самый дефицитный в истории

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и Факты в Украине 02/10/2019

Чуда не будет

Чудесного роста ВВП в 5-7% в год, который обещал премьер-министр Украины Алексей ГОНЧАРУК, увы, ожидать не стоит. Так, в проекте бюджета прогнозируется рост ВВП в 2020 г. на уровне 3,3%.

Аналитик финансовой Альпари Максим ПАРХОМЕНКО говорит, что 5% в год - это популизм. Такого уровня можно достичь за счет роста инвестиций (чего, по его мнению, не произойдет в следующем году) или за счет стимулирования экономики. В связи с этим показатель роста в 3% - реален, но не более того.

Но, несмотря на отсутствие кардинальных изменений по сравнению с предыдущими бюджетами, тем не менее, один рекорд бюджет- 2020 все же установил. В абсолютных показателях он предполагает самый большой дефицит за всю историю планирования главной сметы – 95,1 млрд грн, или почти 4 млрд долл.

Однако эксперты не видят причин для паники. Так, в абсолютных цифрах это кажется большой суммой, но по факту это дефицит в размере 2,09. А, к примеру, ранее, во времена Януковича, дефицит бюджета мог превышать отметку в 5%! Да и в бюджете-2019 г. дефицит в прцентном соотношении выше – 2, 26%. 

Директор Crane IP Law Firm Иван НИКИТЧЕНКО тоже обращает внимание на проценты. По его словам тот факт, что в 2020 г. дефицит в процентном соотношении к ВВП уменьшится до 2,09% с 2,28% в 2019, означает, что экономика растет быстрее, чем нехватка бюджета. А это является несомненным плюсом.

Не должно возникнуть вопросов по этому поводу и у экспертов МВФ, которые, как правило, настаивают, чтобы показатели бюджетного дефицита стран-должников не превышали 2,5-3%.

При этом уровень нашего госдолга останется достаточно высоким - 54,1%. Тем не менее, запланировано его понижение. По подсчетам М. Пархоменко, на погашение долгов уйдет примерно треть бюджета. На первый взгляд – это немало. Но, по мнению эксперта, скорее всего мы получим реструктуризацию, с более длительным периодом погашения в будущем. 

К тому же, в Европе, на которую мы ориентируемся, есть страны с гораздо большим долгом. По информации Евростата, в Греции этот показатель достигает 170-180% ВВП, более 130% - у Италии. Примерно  так же обстоят дела у Португалии и Кипра.

Но один большой риск в бюджете заложен. По словам И. Никитченко, речь идет о курсе гривны к доллару. В бюджете он заложен на уровне 28,2 грн/долл. На конец сентября курс составляет 24,6. То есть, правительство ожидает девальвации сразу на 15%. При этом инфляция заложена в 6%, это явное расхождение - замедлить инфляцию до 6% нереально при такой девальвации гривны. А если курс окажется ниже - у нас будет проблема с наполнением бюджета. Ведь большая часть доходов - это сборы от импорта и экспорта, и часть сборов зафиксированы в евро. При более высоком курсе гривны, мы получаем меньше поступлений по этим статьям. Поэтому вполне возможно, что бюджет будет корректироваться в течение года. Или же - правительство так уверено в более высоком росте экономики, что сможет перекрыть возможный недобор по доходам?

Доходы и расходы

Радикальных изменений в экономической сфере страны не предвидется. Как обычно, в госбюджет заложили в нег рост доходов и расходов. Новый Кабмин предлагает стране заработать 1,079 трлн грн и потратить 1,17 трлн грн.

бюджет
бюджет Фото: АиФ в Украине

По мнению Александра ОХРИМЕНКО, президента Украинского аналитического центра, проект бюджета-2020 ничем не отличается от текущей сметы. Те же ошибки: в бюджет заложен заведомо нереальный размер доходов. Но нет понимания, как их зарабатывать. Судя по всему, делают ставку на чудо и эмиссию гривны.

Смущает эксперта и то, что нет расчетов дохода от отрытия рынка земли. Зато на нужды фермеров предусмотрены расходы. В частности, 4,4 млрд грн на программы поддержки фермеров, в том числе на компенсацию им стоимости кредитов, взятых на приобретение земли после отмены моратория.

За счет чего же будут расти доходы? Основную ставку, как и раньше, проект бюджета делает на Таможенную и Государственную налоговые службы. Это означает, что вряд ли стоит ожидать послабления налоговой политики.

Часть денег предполагается получить от повышения минимальной зарплаты, которое приведет к общему росту доходов населения. Также делают ставку на то, что продолжится детенизация зарплат украинцев. Правда, как именно - в документе не указано.   

Рассчитывают и на рост прямых иностранных инвестиций (4-4,5 млрд долл.) Однако, по мнению А. Охрименко, эта сумма слишком оптимистична, ведь за 2018 г. удалось привлечь инвестиций лишь на 2,355 млрд долл., а за первый квартал 2019 г. - только 484 млн долл.

Возлагают надежды и на НБУ с НАК «Нафтогаз Украины». НБУ в следующем году должен перечислить в Госказначейство более 40 млрд долл. Суммы выплат от НАК «Нафтогаза» еще будут уточнять – они зависят от того, подпишут ли контракт о продолжении транзита российского газа по украинской территории.

Еще одной статьей пополнения доходов останутся кредиты. Так, проект госбюджета-2020 предполагает взять в долг 380 млрд грн. Пополнить казну предполагается и за счет приватизации госимущества (5 млрд грн).

Несмотря на небольшой рост доходов, жестко затягивать пояса украинцам проект бюджета не предлагает. Напротив, некоторые статьи расходов даже увеличены. Так, подрастут расходы на нацбезопасность и оборону (составят 245,8 млрд грн). А. Охрименко удивляет рост этой статьи, с учетом заявлений президента Украины Владимира Зеленского о том, что он хочет мира на Донбассе.

Также предполагается рост минимальной зарплаты. В 2020-м она составит 4723 грн, что на 550 грн больше, чем в этом году. По словам министра финансов Оксаны МАРКАРОВОЙ, для этого есть экономические предпосылки. А вот А. Охрименко считает, что для того, чтобы повышение было безболезненным, нужно было провести значительное сокращение других статей: «оборонки», депутатских «хотелок». Тогда было бы откуда брать деньги на увеличение социальных выплат, которые автоматически подрастут вслед за ростом прожиточного минимума.  Только на зарплаты в 2020 г. уйдет 376,9 млрд грн, что на 24,7 млрд грн больше, чем в бюджете нынешнего года.

Вырастут и расходы по гуманитарным статьям. В системе здравоохранения запланирован прирост на 9,8 млрд грн, до 108 млрд; на образование выделят 136,4 млрд, что на 7,7 млрд грн больше, чем в текущем году. Расходы на дорожное хозяйство подрастут на 19,4 млрд грн, до 74,4 млрд. В то же время предполагается снижение расходов на субсидии населению по оплате услуг ЖКХ. По плану, они просядут с  нынешних 55 млрд грн до 47,6 млрд грн.

И. Никитченко считает позитивом то, что бюджет предполагает развитие дорожной инфраструктуры. Так же хорошо, по его мнению, то, что основные макропоказатели были взяты из уже сделанных ранее прогнозов НБУ и Минфина, утвержденных МВФ. Это говорит о том, что Кабмин старается быстрее утвердить бюджет, согласовав его с МВФ, и получить транш внешней помощи.

Самые большие расходы Украины в следующем году, как и в текущем, придутся на оплату долгов - 440 млрд грн, против 400 млрд грн в текущем году. Это будут делать за счет золотовалютных резервов, (ЗВР) и новых займов.

Интересно и то, что представители нынешней власти критиковали предыдущую за рост расходов на деятельность администрации президента и парламента, сами пошли тем же путем. На Офис президента предполагается потратить на 39 млн грн. больше, чем в прошлом году, а на парламент + 3 млн. грн. 

Обязательно стоит помнить и о том, что это - еще не окончательный вариант бюджета на 2020 г., а лишь его проект. К моменту окончательного принятия главной сметы страны цифры на расходы, как правило, увеличиваются на приличную сумму. Причина банальна: увеличение расходов для удовлетворения разных депутатских «хотелок».

Виктория ХАДЖИРАДЕВА

 

Мнение Никитченко

Бюджет переходного периода

- Бюджет-2020 стоит рассматривать, как бюджет переходного периода. Мы заканчиваем период стабилизации государственных финансов и должны переходить к периоду ускоренного роста экономики. И бюджет будет трансформирован с функции стабилизации и выполнения основных задач государства к стимулированию роста экономики. Бюджет-2020 - это логическое продолжение бюджетов предыдущих годов, с плавным ростом расходов по всем направлениям.

Иван НИКИТЧЕНКО, директор Crane IP Law Firm

 

Взгляд Куща

Клон прошлого бюджета

- Нынешний бюджет – клон прошлогоднего. Как и раньше, главной статьей останется возврат долгов, так что его можно сравнить с работой ликвидационной комиссии, которая собирает средства для выплаты долгов. После выполнения же этой главной функции все остальные статьи финансируются по остаточному принципу. Мы говорим о «государстве в смартфоне» и ставке на инновации для развитии экономики, и при этом закладываем на науку 10 млрд грн? У нас на пороге очередные проблемы с заключением газового контракта с РФ, а на энергонезависимость в бюджет заложены 2 млрд грн.

Алексей КУЩ, экономист

Топ 5 читаемых