aif.ru counter
332

Большая газовая игра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Аргументы и Факты в Украине 20/12/2017

Кабмин ожидает, что европейские компаний, которые войдут в управление украинской «трубой», принесут миллиардные инвестиции в ее модернизацию, а также помогут улучшить отношения с «Газпромом». Найдутся ли желающие?

КОНКУРС БЕЗ ПРАВИЛ

13 декабря правительство Украины объявило, что начинает поиск международных партнеров для совместного управления газотранспортной системой (ГТС). Для этого, согласно постановлению Кабмина от 9 ноября 2016 г. (№ 898-р), создается управляющая компания ПАО «Магистральные газопроводы Украины» («МГУ»). Правда, на каких условиях зарубежным компаниям предлагается войти в управление ГТС, в правительстве не уточняют. Эксперты считают, что наиболее вероятно это будет консорциум (временное объединение для совместной реализации определенных бизнес проектов).

Будущие партнеры ПАО «МГУ» должны в соответствии с законом «О рынке газа» от 2015 г. иметь сертификацию от своего национального регулятора энергетики и минимум пять лет опыта управления газотранспортной системой на рынке ЕС. Остальные условия конкурса еще должна разработать рабочая группа во главе с вице-премьер-министром Владимиром Кистионом. Помимо членов Кабмина, в нее также войдут представители ЕС.

Как написал сам Кистион на своей странице в Facebook, правительство рассчитывает, что европейская компания гарантирует сохранение транзита российского газа через Украину и обеспечит максимальную загрузку нашей «трубы». Однако у иностранцев будет еще одна функция.

«Западные компании будут контролировать работу ПАО «МГУ». Ведь газовая сфера у нас всегда была очень коррумпирована», - отмечает экономический обозреватель Наталья ПРУДКА.

«НАФТОГАЗ» ПРОТИВ КАБМИНА

Западные партнеры Украины давно и настоятельно рекомендовали Киеву провести структурную реформу НАК «Нафтогаз», чтобы разделить транзит, добычу и реализацию газа между тремя разными компаниями. В рамках этой реформы и создается ПАО «МГУ» как компания, которая будет заниматься транзитом.

Но если решение о создании «МГУ» Кабмин принял еще в ноябре 2016 г., то перечень активов ГТС и порядок их передачи от ГП «Укртрансгаз» (в составе «Нафтогаза» занимается транзитом) в ПАО «МГУ» утвердил только в июне 2017 г.

В «Нафтогазе» заявили, что правительство затягивает создание международного консорциума, и в конце сентября 2017 г. создали свою компанию по управлению ГТС «Оператор ГТС Украины». Так руководство «Нафтогаза» хотело сохранить за собой активы «Укртрансгаза», а не передавать их в ведение Кабмина.

7 декабря, как сообщил коммерческий директор НАК «Нафтогаза» Юрий Витренко, НАК даже подписала меморандум о сотрудничестве по управлению ГТС с европейскими газовыми операторами Gasunie (Нидерланды) и GRTgaz (Франция) и ведет переговоры еще с двумя компаниями – итальянской Snam и словацкой Eustream.

В Кабмине предвидели такие действия руководства «Нафтогаза». И еще 1 июля 2016 г. правительство приняло постановление, в котором четко обозначило, что создание НАКом своего оператора ГТС выходит за рамки полномочий этой госкомпании.

Геннадий КОБАЛЬ, эксперт энергокомпании ExPro Украина, считает, что конфликт между Кабмином и «Нафтогазом» исчезнет, когда из НАКа будет выведен «Укртрансгаз», как это и предусматривает реформа компании. Но сделать это будет не так-то просто.

К «ГАЗПРОМУ» – ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Как заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Витренко, отделение от НАКа «Укртрансгаз» невозможно без согласия российского «Газпрома». Для этого нужно изменить действующий контракт с «Газпромом» или подписать новый.

Через Украину по ГТС в 2016 г. прошло более 82 м3газа, который европейские компании покупают у «Газпрома». В этом году на 13 декабря 2017 г. уже было прокачено 88,8 м3 и к концу года ожидается - более 93 м3 газа.

Соглашение между «Нафтогазом» и «Газпромом» о транзите заключено еще в 2009 г. при правительстве Юлии Тимошенко (за этот договор, по которому Украина вынуждена была покупать российский газ по 450 долл. за кубометр, она была осуждена на 7 лет и отсидела 3 года в Качановской колонии). Срок его действия истекает 31 декабря 2019 г. И тогда Украина рискует если не полностью потерять транзит российского газа, то существенно уменьшить объемы его прокачки.

Ведь с 2015 г. наша страна полностью отказалась от импорта российского газа и стала закупать газ у европейских компаний. Но это – в основном, газ, который европейцы покупают у того же «Газпрома».

«Привлечь иностранную компанию к процессу транзита газа хотят для того, чтобы сохранить транзит «газпромовского» газа. А в будущем, возможно, начать закупать российский газ по рыночной цене границе в Харьковской или Сумской области, что, конечно, выгоднее, чем на западной границе с ЕС», - говорит Кобаль.

С этим мнением согласен и эксперт Института энергетических исследований Юрий КОРОЛЬЧУК: «Наше правительство спешит ввести европейского оператора в управление ГТС для того, чтобы тот выступил посредником между «Газпромом» и «Нафтогазом».

ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

По словам Ю. Корольчука, участие в управлении нашей ГТС сулит западным партнерам хорошие прибыли. По прогнозам экспертов, в 2017 г. Украина заработает на транзите около 3 млрд долл. Даже если к 2020 г. доход от транзита уменьшится в 1,5 раза, прибыль предполагаемого западного участника консорциума может составить около 1 млрд долл. в год.

При этом Ю. Корольчук отмечает, что международный консорциум по управлению ГТС собирались создать еще в 2002-2003 гг. при президентеЛеониде Кучме. В него должен был войти крупнейший европейский газовый оператор немецкая компания Ruhrgas. Но в 2004 г. в Украине сменилась власть, и проект забыли. А сейчас к нему вернулись из-за опасений потерять транзит российского газа.

В то же время пока неясно, готовы ли будущие члены предполагаемого консорциума инвестировать в украинскую «трубу». По подсчетам проводившей аудит НАКа в 2008 г. британской компании MottMacDonald, только на техническую модернизацию (замену участков газопроводов, компрессоров) потребуется 4,8 млрд долл.

«Кто будет вкладывать в «трубу» и для чего, если неизвестно, сколько еще будет существовать транзит? Поэтому Кабмину нужно самому договариваться с «Газпромом», - считает Корольчук.

Тем временем россияне перенаправляют часть газа через «Северный поток» (газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря). В 2016 г. через него было прокачано 43,8 млрдм3.Так что уже не все в Европе заинтересованы наращивать транзит через украинскую «трубу».

БОРЬБА ТИТАНОВ

Пока европейцы раздумывают об участии в управлении украинской ГТС, американцы действуют. 24 октября во время конференции Oiland gas-2017 посол США в Украине Мари Йованович заявила, что «Северный поток-2» снизит транзит газа через Украину, чего не хотели бы в США. Американцы хотят этому помешать. 12 декабря Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о финансовой помощи минобороны Украины в 2018 г. Но в нем отдельным пунктом прописано наращивание торговли энергоресурсами с Европой. А 14 декабря американская газета WashingtonExaminer со ссылкой на свой источник сообщила, что Госдеп пытается заблокировать строительство «Северного потока−2».

Цель американцев – занять часть рынка ЕС, продавая свой сжиженный газ, и под политическим предлогом они пытаются потеснить «Газпром». На самом деле, считает Ю.Корольчук, американцам нужна небольшая ниша на европейском газовом рынке.

«Для США главным рынком сбыта станет Азия. Американцы уже увеличили экспорт газа в Китай и Японию в 2017 г. Но там тоже приходится конкурировать с Россией, поэтому США пытаются перенаправить потоки российского газа в Европу через Украину», - говорит Корольчук.

При всей политизированности энергетического мирового рынка, Украина сможет сохранить за собой роль главного транзитера российского газа в ЕС. Эксперты отмечают,  к 2020 г. могут существенно уменьшиться объемы газодобычи в Норвегии. По этой же причине могут возникнуть сложности с поставками газа из Нидерландов и Алжира. И тогда интерес европейцев к транзиту российского газа через Украину повысится. А Украина, в свою очередь, сохранит транзит хотя бы на уровне 50-60 млрдм3 в год. В таком случае Киев может рассчитывать на то, что среди европейских газовых операторов найдутся желающие инвестировать миллиарды в модернизацию нашей ГТС. 

Ирина ВАНДА

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых