153

«Благодаря МВФ»: международные резервы Украины выросли до максимума

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и Факты в Украине 15/09/2021
«Благодаря МВФ»: международные резервы Украины выросли до максимума
«Благодаря МВФ»: международные резервы Украины выросли до максимума АиФ

Спасибо МВФ и не только 

По последним данным, международные резервы Украины (МВР) увеличились до 31,5 млрд.  долл., достигнув максимума. Больший размер был только по состоянию на 1 мая 2012 г. - 31,67 млрд. долл. 

Председатель Совета НБУ Богдан ДАНИЛИШИН заявил, что показательная сумма МВР играет очень важную роль в экономической жизни страны. 

«Это позволило достичь 100% соответствия международным резервам НБУ, минимально необходимому уровню по критериям МВФ», - говорится в сообщении Б. Данилишина. 

Президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО говорит, что во многом достижение максимума произошло благодаря средствам от МВФ, которые Украина получила в виде специальных прав заимствования (СПЗ).  

Напомним, что МВФ выделил СПЗ (которые эквивалентны 650 млрд долл.) 150 странам с формирующимся рынком и развивающимся странам, в том числе, странам с низким уровнем дохода. Украина, в соответствии со своей квотой, получила 2,7 млрд. долл. (примерно 193 млрд. СПЗ).  

По словам Ивана НИКИТЧЕНКО, директора Crane IP Law Firm, 

СПЗ от МВФ - это безвозвратный транш, который нам не надо отдавать. Фонд провел эту операцию в рамках глобального стимулирования экономического роста и восстановления экономик после COVID-19. Поэтому Украина не просила данный транш и ничего для него не делала (кроме того, что давно присоединилась к МВФ и получила свою квоту в общем фонде). 

В то же время, по мнению старшего аналитика финансовой компании «Альпари»Вадима ИОСУБА, дело не только в помощи МВФ.  

Эксперт напоминает, что МВР Украины имеют устойчивую тенденцию к росту с февраля 2015 г., после того как они опустились до 5,6 млрд. долл. Последние шесть с половиной лет резервы в среднем росли хоть и не каждый месяц, но общий тренд был таким. Это - с учетом реструктуризации обязательств по долгам, погашения старых долгов и привлечения новых, интервенций НБУ по покупке и продаже валюты, размещения новых и погашения старых валютных гособлигаций.  

Сергей САРОЯН, руководитель компании Perfomance Management, согласен с коллегой. Среди основных причин роста МВР он называет валютные поступления от дополнительного выпуска еврооблигаций, а также покупку валюты со стороны НБУ, который активно выкупал излишки предложения на рынке.  

Руководитель отдела аналитики ГК Forex Club Андрей ШЕВЧИШИН тоже считает, что ключевыми донорами повышения МВР была не только помощь МВФ. На валютном рынке в весенне-летний период сформировалась благоприятная ситуация для гривны - благодаря высоким ценам не сырье и рекордному урожаю. 

Справились бы и без МВФ 

Эксперты уверены, что Украина справилась бы с долгами и без помощи МВФ.  

Так, А. Шевчишин говорит, что резервов было достаточно и без помощи МВФ, но эти денежные вливания сформировали необходимую психологическую поддержку рынку, а также стали подушкой безопасности на период до весны. 

А В. Иосуб напоминает, что резервы росли предыдущие годы, Украина активно привлекала средства, выпуская еврооблигации, активно велись переговоры с МВФ по новым траншам. Нельзя сказать, что без последнего распределения SDR ситуация с резервами была бы критичной и стране грозил бы дефолт. Кроме того, не надо забывать, что речь не идет о каком-то персональном подарке Украине - т.е., ничего личного. В этом распределении средств участвовали все страны–члены МВФ, за исключением Венесуэлы, Мьянмы и Афганистана, нынешнее руководство которых не признается большей частью мирового сообщества. 

С. Сароян, в свою очередь, напоминает, что еще в июле размер резервов вырос до 28,95 млрд. долл., чего хватало как для покрытия 4,1 мес. импорта, так и для выполнения обязательств Украины.  

Эксперт считает, что дела с МВР у Украины сейчас обстоят нормально. В тоже время есть два момента, которые могут ухудшить текущую ситуацию. Первый – это растущее беспокойство на рынке, связанное с новой разновидностью коронавируса и намеками ФРС на сворачивание программы поддержки экономики. Это может способствовать оттоку капитала в менее рисковые активы. Второй - объем импорта в страну растет после некоторого перерыва из-за пандемии. Так что расслабляться не стоит: ближайшие месяцы будут крайне важны. 

Так что деньги МВФ позволят легче пережить пиковые выплаты по госдолгу: до конца года надо выплатить 258 млрд. грн. В правительстве выкрутились бы в любом случае, но ценой снижения МВР, что не особо хорошо для макростабильности и роста курса гривны. Тут важно понимать, что функционал у SDR крайне ограничен: их, например, нельзя использовать для поддержания стабильного курса и каких-либо действий, связанных с монетарной политикой. Поэтому наличие действительно ликвидных активов в резервах крайне важно. 

В тоже время А. Охрименко говорит, что сейчас в стране - излишек валюты. Пиковые выплаты по долгу позади. Осталось меньше, так что с долгами мы справились бы и без МВФ. Но чем больше резервы, тем НБУ проще делать интервенции на валютном рынке, а это значит, что не будет девальвации гривны. 

Важность резервов 

В мировой практике считается очень важным, чтобы резервов было достаточно. По словам В. Иосуба, наиболее распространенный подход в оценке достаточности резервов для развивающихся стран – их сравнение с импортом страны за месяц. Комфортным размером резервов считается, если их объем превышает три месяца импорта. Если резервы меньше двух месяцев импорта, состояние выгладит критическим. Весной-летом текущего года размер резервов колебался в пределах 4,5-5 мес. импорта, то есть, он был далек от критического и находился в зоне комфорта. 

И. Никитченко подсчитал, что у Украины сейчас уровень около 5 мес. - то есть, мы с запасом покрываем необходимый минимум. Тогда как в начале 2015 г. ситуация была близка к катастрофической, и ЗВР Украины покрывали лишь 1,3 мес. импорта. 

А. Шевчишин добавляет, что, согласно исследованиям МВФ, страны с резервами ниже критического уровня имеют высокий риск дефолта и девальвации национальной валюты. Фактически, резервы должны спасти страну на определенном промежутке времени - даже в случае самого негативного сценария. 

На данный момент, по словам И. Никитченко, в мире нет стран, которые находятся на грани дефолта, но ситуация может быстро меняться (к примеру, Афганистан может повторить пример Венесуэлы). 

Резервы необходимы на случай ухудшения ситуации на валютном рынке, на внешних товарных рынках. Например, цены на металл и продукцию сельского хозяйства резко упали на внешних рынках, Украина начала получать намного меньше валюты. Однако есть товары, которые нам надо закупать в любом случае - топливо, газ, импортные медикаменты и пр. Страна должна иметь деньги, чтобы покупать хотя бы на минимальном уровне товары критического импорта. Также, наличие резервов позволяет сглаживать колебания курса на валютном рынке - чтобы не допускать панических обвалов курса нацвалюты. 

По словам В. Иосуба, резервы воспринимаются, как валютная «подушка безопасности» страны. Резервы отражают возможность погашать внешний долг и, при необходимости, проводить интервенции на валютном рынке для поддержки курса национальной валюты. Кроме того, рост резервов может способствовать улучшению кредитного рейтинга страны, а это дает возможность занимать на международных рынках капитала под меньшую процентную ставку и на более комфортных условиях. 

Интересно, что существует такой парадокс: чаще всего, чем больше резервов у страны, тем меньше она в них нуждается. Большие резервы говорят о положительном сальдо платежного баланса. Иными словами, страна имеет или большой экспорт, превышающий импорт, или солидный приток капитала, или может легко и дешево занимать на мировых рынках. И наоборот, низкие резервы свидетельствуют о проблемах в платежном балансе. Из проблемных стран можно упомянуть Беларусь, чьи резервы снизились с 2,9 мес. импорта в апреле прошлого года до 1,8 мес. импорта в июне текущего года. В абсолютном выражении, по данным на 1 августа, они составляли около 7,4 млрд. долл. Это - без учета распределения SDR, которое принесло Беларуси в августе чуть меньше 1 млрд. долл.  

В свою очередь А. Шевчишин говорит, что криптокризис привел к масштабным трансформациям как долговой нагрузки, так и использования резервов. В частности, для спасения экономик, правительства прибегали к беспрецедентным заимствованиям и поддержке экономик в период локдаунов, для чего использовали как займы, так и МВР. Соответственно, мир выходит из коронакризиса со значительными долговыми перекосами и уменьшенными резервами. 

Виктория Хаджирадева

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine. 

Также вам может быть интересно

Loading...