201

Благодаря чему вырастут доходы и расходы казны в следующем году?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и Факты в Украине 01/12/2021
Благодаря чему вырастут доходы и расходы казны в следующем году?
Благодаря чему вырастут доходы и расходы казны в следующем году? news.liga.net

В правительстве финансовый план назвали бюджетом развития, и ко второму чтению в нем увеличились доходную и расходную части.  

Больше денег 

«Бюджет 2021 года я считаю послекризисным, когда мы, фактически, приходили в себя после шоковой терапии 2020 года. Он сохранял определенные направления, которые нужно было профинансировать. А в бюджете-2022 есть возможности определиться с приоритетными направлениями. Бюджет четко сфокусирован на них. В первую очередь, это увеличение заработной платы медиков, на это предусмотрено 34 миллиарда гривен», - рассказал журналистам министр финансов Сергей Марченко. 

Кроме повышения зарплат медикам, он анонсировал и повышение стипендий на 50%, обеспечение жильем ветеранов АТО из числа внутренне перемещенных лиц и рост расходов на инфраструктуру. 4,4 млрд грн пойдет на создание анонсированного Владимиром Зеленским Национального авиаперевозчика, плюс на реконструкцию аэропортов, 8 млрд – на развитие отдельных отраслей экономики, и в этой сумме прячутся 3 млрд на выплаты по 1 тыс. грн вакцинированным. Президентский университет будет стоить бюджету-2022 500 млн грн, «Большая реставрация» – 2,8 млрд грн., цифровизация – 1,8 млрд. 

Ту же сумму, что и в 2021 г., то есть 2,6 млрд грн, потратят на вакцинацию от ковида, а Нацслужбу здоровья профинансируют на 157 млрд против 129 млрд грн в этом году.  

Безопасности и обороне ко второму чтению добавили 3,7 млрд грн, и расходы на них превысили 320 млрд грн. Из них на Минобороны уходит 133,5 млрд грн - почти на 10% больше, чем в уходящем году. Вместе с госгарантиями Минобороны получит 148 млрд грн, это рекордное финансирование. Но нужно еще, уточнил министр обороны Алексей Резников. 

«В среднем солдат получает 10 тысяч 200 гривен, а средняя минимальная возможность зарабатывать – 14300 гривен, поэтому моя задача на 30% увеличить такую возможность, - сказал парламентариям министр. - Чтобы это произошло в следующем году, нужно плюс 18 миллиардов гривен. Их, к сожалению, сегодня в государственном бюджете нет, поэтому мы будем искать компромиссные решения: в течение трех лет выстроим модель понятную, прозрачную, а самое главное – справедливую». 

На следующий бюджет перенесли и ударное повышение зарплат учителей, а в этом году сосредоточились на медиках. 

В целом же социальные показатели движутся лишь немногим превышая запланированный уровень инфляции. Прожитминимум, от которого зависят многие выплаты, в течение года вырастет на 8%. Для трудоспособных лиц показатель стартует с отметки 2481 грн и завершит следующий год на уровне 2684 грн. Для лиц, утративших трудоспособность (это синоним минимальной пенсии) вырастет с 1934 грн до 2093 грн. 

Расходы на субсидии снижают. На 2021 г. у правительства был план уместиться в 36,6 млрд грн, но осенью парламент увеличил расходы до 47,7 млрд грн. Бюджет-2022 согласовали с субсидиями в размере 38,3 млрд грн. 

Спасибо налоговому закону 

Главную смету страны приняли с небольшим опозданием. Тому было две причины: согласование обновленного текста меморандума с Международным валютным фондом и принятие главного налогового законопроекта последнего времени №5600. Фундаментальные налоговые изменения приняли не за шесть месяцев до начала нового бюджетного года, а за месяц до него и за день до бюджета. 

Еще презентуя проект главной сметы страны к первому чтению, в Минфине говорили о том, что 30 млрд грн – ресурс №5600, который в уме держали, но в доходах не учитывали. Чем дольше нардепы тянули с принятием налоговых изменений, тем выше были ставки, и к концу ноября уже оказалось, что от законопроекта зависит 60 млрд грн поступлений в следующем году. Приблизительно на эту сумму, а точнее на 55 млрд грн, выросла доходная часть по сравнению с первой редакцией. 

«№5600 потребовался власти, чтобы обосновать рост расходной части бюджета. В Меморандуме с МВФ написано, что мы разработали налоговый пакет емкостью 0,5% ВВП. Но в Фонде всегда говорят, что, если растут расходы, нужно показать, за счет чего. Поэтому нужен был ресурсный законопроект, который должен был обеспечить индульгенцию на рост бюджетных расходов. Хотели придумать документ, благодаря которому богатые должны были платить больше. А после нескольких месяцев жарких споров получился законопроект о том, как заставить бедных платить больше», - говорит экономист Алексей КУЩ. 

Во втором чтении не удалось сбить те нормы №5600, которые вводят Минимальное налоговое обязательство для владельцев земли площадью от 50 соток. В 2023 г. за 2022 г. они должны будут заплатить 4% от нормативной денежной оценки земли, а потом ежегодно платить по 5% от НГО. В эту сумму также включены несколько видов уже действующих доходов и сборов.  

Кроме того, ввели «налог на огород». Владельцы участков должны будут декларировать свой доход и платить с него 18% налога плюс 1,5% военного сбора, если получают прибыль больше 12 минимальных зарплат в год, 78 тыс. грн в год или 214 грн в день. 

«В №5600 были позитивные нормы, касательно ренты на руду, чтобы заставить заплатить больше строительное и аграрное лобби. Но рента по руде выхолощена и, по оценкам нашего Минфина, по ней будет плюс 240 млн грн. Если же применять так называемую честную ренту и честные экспортные пошлины, бюджет должен дополнительно получать по руде 2 млрд долл. По строительному лобби снесли норму по НДС (хотели предусмотреть уплату НДС не только при первой поставке жилья, как сейчас, но и при каждой следующей. - Ред.). В результате заставят заплатить больше налогов граждан, которые инвестировали в квартиры и зарабатывают на этом (увеличивается ставка налога на доходы физлиц при продаже жилья третий и больше раз в год – до 18%. - Ред.). Нововведение может и правильное, но не в условиях кризиса, когда граждан вообще не стоит трогать. Хотели пощупать аграрное лобби, но минимальное налоговое обязательство больше всего ударит как раз по мелким фермерам и единоличным домашним хозяйствам. Оно будет использоваться для обезземеливания: люди поймут, что землю проще продать, чем платить за нее налог. Ну и вишенка на торте – это «налог на огороды» с 12 минималок. Если продал больше 7 тонн картофеля, уже попадаешь на налог», - объясняет А. Кущ. 

Условно профицитный 

Но законопроект №5600 был принят, благодаря чему в бюджете появились деньги на расходы, которых раньше не хватало.  

«За последние десять лет ни один бюджет не предусматривал такой объем капитальных расходов, как это будет в 2022 году: 140 млрд грн, или 9,4% от всех расходов - это инвестиции в развитие экономики», - отметил премьер-министр Денис Шмыгаль. 

Хотя в правительстве очередной раз говорят, что получился бюджет развития, Алексей Кущ в свою очередь утверждает, что бюджет-2022 стал уродливым братом-близнецом всех своих предшественников. Углубляться в детали финансирования по всем статьям экономист не призывает и обращает внимание лишь на несколько ключевых. 

«Первый момент – размер дефицита. Маленький дефицит нужен для благополучных стран. За счет бюджетных расходов им не нужно компенсировать дефицит частного сектора и торговый дефицит. Если у страны есть дефицит сбережений населения и предпринимательской активности бизнеса, единственный источник создания новых денег в экономике – бюджетные расходы. В период кризиса они выступают в роли стартера экономики. Тут как в автомобиле, и если стране не от чего «прикуриваться», то остаются только внешние кредиты. Есть две задачи: амортизация кризиса и быстрый выход из него – рестарт экономики. Для этих задач дефицит бюджета можно расширять от 5% до 10% ВВП. У нас 3,5%, потому что так нужно кредиторам», - объясняет экономист. 

Дальше как раз и можно сравнивать дефицит бюджета – те самые 3,5%, и стоимость обслуживания долга, то есть выплату по процентам. И тут суммы практически совпадают. Бюджетный дефицит – 188 млрд грн, а обслуживание долга – 180 млрд грн. 

«Если из расходов вычесть обслуживание долга, то сумма будет практически равняться доходам. Это называется состояние первичного профицита. Оно характерно для стран с жесткой бюджетной политикой, с так называемыми ограничительными бюджетами. А нам нужен бюджет мобилизационный, направленный на развитие экономики. Но для меня бюджет-2022 – это рестрикция, ограничение создания денег внутри экономики. И люди не понимают, что низкий бюджетный дефицит – это низкий уровень их сбережений. Деньги не будут расходиться по экономике, будут меньше попадать на счета домохозяйств в виде социальных трансфертов и зарплат. То есть, доходы семей ограничиваются, а значит ограничивается и размер их сбережений. Значит, снова удар по населению», - говорит А. Кущ. 

Подтверждает низкую социальную функцию бюджета традиционное отставание прожиточного минимума от его фактического размера. Последние данные Минсоцполитики: в октябре размер фактического прожитминимума для трудоспособных с обязательными платежами составил 5678 грн. Это в два раза больше, чем показатель для трудоспособных лиц, с которым мы войдем в 2022 год. 

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых