aif.ru counter
12.04.2012 14:25
Анна ГОНЧАРЕНКО
68

Деньги на бочку! Стоит ли ждать дальнейшего подорожания бензина?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты в Украине 11/04/2012 Сюжет Газ, нефть, энергоносители

Украинцы хорошо помнят прошлогоднее повышение расценок и меры, которые тогда предприняли, - снижение ввозных пошлин. Но ставки вернулись на прежние места, в то время как нефть становится только дороже. Замешанные в одном котле, эти причины вытолкнули цены на горючее на новые высоты, надежд же на их снижение у специалистов не много.

С миру по баррелю

С марта прошлого по март нынешнего цена одного барелля (163,7 л) поднялась с 70 до 125 долл. «А Украина, напомню, покупает нефть по мировым ценам, - пишет в своем блоге премьер-министр Николай Азаров. - Своей добычи нам абсолютно не хватает. Связан рост мировых цен на нефть с не зависящими от нас обстоятельствами: прежде всего, с событиями в Ливии и эмбарго на вывоз нефти из Ирана». Глава правительства также сетует на то, что из-за высокой стоимости «черного золота» и высокой вывозной пошлины, которую установила Россия, встала работа практически на всех отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Но какой бы внушительной ни была проблема, специалисты считают, что на стоимость бензина на заправках это не слишком повлияло.

- Мы - страна импортер, и поставляем нефтепродукты с внешних рынков. Соответственно, в расценках Украина конечно дублирует мировые тенденции, - объясняет директор консалтинговой группы А95 Сергей Куюн. - Но рынок нефтепродуктов устроен не так, как рынок природного газа. На последнем присутствует монополист в лице «Газпрома». На рынке же нефтепродуктов выстроена гибкая система поставок, которая страхует нас от дефицита и перебоев.

В итоге мы имеем главную проблему - дорогую нефть, которая подогревает расценки на бензин.

- Розничные цены привязаны к европейским котировкам, рост которых с января по март в сумме составил около 13%, - подсчитывает директор Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. - Структура стоимости цены бензина такова, что в ней порядка 55% приходится на стоимость нефти. В итоге март закончился ростом цен на 50-60 копеек за литр.

Но если цена отечественного бензина растет на фоне подорожания нефти, становится особенно интересно, почему же «черное золото» обходится так дорого. Тем более что история торгов знавала времена низких цен. Если не углубляться в совсем уж далекое прошлое, то 1 баррель стоил в среднем 30 долл. еще 10 лет назад. Причина же перепадов проста и безыскусна - желание сверхприбыли.

- Нынешние цены на нефть спекулятивны, они определяются не законами рынка, а притоком и оттоком спекулятивного капитала, - говорит Г. Рябцев. - Сейчас на валютных фондовых и сырьевых рынках действуют одни и те же финансовые корпорации. Их капитал перетекает меж

ду этими рынками в зависимости от того, где можно получить прибыль. Никакого отношения к реальной экономике эти перетоки не имеют, и связаны они еще и с желанием обезопасить ничем не подкрепленные средства Федеральной резервной системы США и европейского Центробанка. Получается, что кризис у нас лечится ничем не обеспеченными деньгами.

Соответственно, карман автолюбителей - один из источников, которым гасят экономические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всеми средствами

Казалось бы, что может быть проще, чем решить проблему с подорожанием бензина? Раз кто-то в цепочке получает наибольшую прибыль, значит, он и должен раскошеливаться.

- В данной отрасли, в период высокой стоимости нефти нужно переносить налоговую нагрузку с потребителя на добытчика, - предлагает С. Куюн. - Ведь сейчас нефтедобытчик получает огромные деньги за счет спекулятивного роста цен в мире. Украинская нефть тоже продается по мировой цене. Это позволяет зарабатывать и инвестировать в добычу. Но в начале года наше государство предоставило огромные льготы нефтедобывающим компаниям, в результате которых они получат доход на 4-5 млрд долл. выше, чем годом ранее. То есть богатых сделали еще богаче, тогда как автомобилист оплачивает и возросшие налоги, и цену на нефть.

Сейчас в Украине решили пойти проверенным путем и регулировать цены на бензин с помощью пошлин. В качестве нового «лекарственного средства» предлагают дифференцированную ставку акциза на нефтепродукты. Суть в том, чтобы снижать налог на нефтепродукты, когда черное золото дорожает, и повышать, когда нефть становится дешевле. Эту идею Кабмин готовит к рассмотрению в Верховной Раде, и представители власти надеются, что до конца апреля решение будет принято.

- Мне непонятна риторика Кабмина, - удивляется С. Куюн. - В марте правительство отказалось снижать акцизы на топливо, аргументируя это потерями бюджета. Ведь эти поступления идут на строительство дорог и подготовку к Евро-2012. Участников рынка отправили думать над другими механизмами. В результате мы получили идею с плавающими акцизами, которую восприняли почти как новый закон Ньютона. Но оптимизма я не разделяю. Цена на нефть поднимается, и мы сразу получаем все ту же пробоину в бюджете.

В правительстве, впрочем, уже предвкушают результаты действия нового акциза.

- Сейчас у нас в среднем по стране 95-й бензин стоит 11 грн (1,05 евро. - Ред.). Мы планируем снизить цены на него до 10,5 грн и сдерживать их за счет плавающих акцизов, - подсчитал министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. Но с тем, что такие методы - мера чрезвычайная и она повлечет за собой потери бюджета, чиновник все же соглашается. Тем не менее, вариант пополнения казны за счет сверхприбылей нефтяных компаний рассматривать не хочет никто.

Всем присесть

Тем временем в правительстве обнаружили еще одну причину подорожания топлива - работу нелегальных мини-заводов по производству бензина. Кроме экономического ущерба для рынка, на них возлагают ответственность и за плохое качество бензина на заправках. Вывод один - бороться с нелегалами и повышать стандарты. Ю. Бойко уже успел заявить, что в рамках борьбы за качество Минэнергетики подготовило законопроект об обязательном содержании в бензине 5% биоэтанола уже с 1 января следующего года, и 7% - с 2014 года. На эту добавку возлагают особые надежды - ее присутствие в топливе позволить снизить объемы импорт-ной нефти.

- То, что происходит с качеством топлива, кроме как бардаком никак не назовешь, - не скрывает возмущения С. Куюн. - Но ко всему этому собираются внести новый элемент хаоса - присадки. Государство не контролирует ситуацию и сейчас, а появится еще один разбалансирующий элемент. Биоэтанол - прекрасный вариант, международная практика это подтверждает. Но для начала нужно очистить рынок от контрабанды и фальсификата. А потом на цивилизованном рынке использовать цивилизованный же механизм снижения энергозависимости в виде спиртовых присадок. С появлением же новых норм у нас биоэтанол начнут булькать в бензин на каждой полевой заправке.

Плавно растем

Пока все средства снижения цен на бензин - лишь планы. Однако правительство выдало вариант прогноза стоимости бензина - 10,5 грн за литр, если заработает плавающая ставка акциза. Но эксперты в своих расчетах теоретические нормы не учитывают и пока обещают лишь дальнейшее подорожание. Прогнозы дают сдержанные, но исходят скорее из того, какова сейчас стоимость нефти.

- Последовательное подорожание мы видим в течение двух месяцев. В апреле ситуация будет спокойнее, и следует ожидать роста на уровне 20-25 коп. за литр основных марок бензина, - прогнозирует Г. Рябцев.

Наибольших высот достигнут цены на нефтепродукты высоких стандартов - Евро-4 и Евро-5. Последнему обещают повышение вплоть до 12 грн, ну а средние расценки ожидают на уровне 11,50 грн литр.

МНЕНИЕ

Наталия Королевская, глава комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства:

- Нефть на мировом рынке дорожает, однако внутри страны не сделано ничего, чтобы минимизировать влияние мировых ценовых колебаний. Мы завозим 70-80% всех потребляемых нефтепродуктов, при этом крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы страны остановлены. К слову, в 2006 г. импортировалось лишь 22% нефтепродуктов. Объемы внутренней добычи нефти продолжают падать. В 2007 г. - 3,3 млн т, в 2011 - 2,4 млн т. Украине необходимо перестать быть зависимой от импорта нефте-продуктов и создать эффективные условия для работы украинских нефтеперерабатывающих заводов. Нужно диверсифицировать поставки нефти в страну, в частности начать поставлять каспийскую нефть, а также увеличить добычу нефти внутри страны. Также необходимо максимально использовать ресурс альтернативного топлива.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых