aif.ru counter
12.01.2012 09:20
Надежда КИЗИМ
40

Денег нет - сдаем помалу: ради необходимой цены газа Украина жертвует трубой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. Аргументы и факты в Украине 11/01/2012 Сюжет Газ, нефть, энергоносители

Следующий раунд переговоров назначен на 15 января. Теперь Киев, как может, наверстывает упущенное и обзаводится козырями. В первую сессионную неделю Рада должна принять закон, разрешающий аренду газо-транспортной сети (ГТС).

Закон исполнения

Любые изменения и реорганизации предприятий трубопроводного транспорта законодательно запрещены с 2006 года. Но в начале января правительство подало в парламент законопроект о реформировании ГТС. В рамках этой инициативы депутаты рассмотрят возможность сдачи украинской ГТС в аренду. Контроль аренды и необходимой реорганизации «Нефтегаза» Кабмин готов взять на себя.

Эксперты говорят, что эти изменения планировались еще на конец прошлого года. Дескать, предварительная договоренность России и Украины предполагала создание газотранспортного консорциума, а это требует изменения украинского законодательства.

- Я могу ошибаться, но переговоры давно уже завершились, и стороны достигли соглашения, которое, как надеялись в самой России, должно было быть подписано еще в десятых числах декабря, - рассуждает директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. - Основные параметры согласованы на высшем уровне еще на встрече трех лидеров наших государств в Завидово. Но как раз эта нестыковка и странная нерешительность украинской стороны не дали довести завершенные переговоры до логичного конца.

Эксперт напоминает, что после встречи в резиденции президента Российской федерации, вместе с министром ТЭК Юрием Бойко, который вел львиную долю технических переговоров, в Москву летал министр юстиции Александр Лавринович. Корнилов подчеркивает: с российской стороны на этой встрече не было министра юстиции, т. е. российское законодательство не требует никаких изменений для данных соглашений. А факт участия Лавриновича, по его мнению, показывает, что Украина пыталась вникнуть в вопрос: что ей законодательно мешает подписать это соглашение.

- Затем, когда все детали были вроде бы оговорены, наступила пауза, - напоминает Корнилов. - В прошлом году ожидания РФ не оправдались. Пока мы видим, что украинская сторона постоянно говорит о необходимости снизить цену на газ, и вроде бы договоренности соблюдаются, а конкретные практические шаги для подписания этих соглашений не делаются. Конечно, рано или поздно этот шаг нужно будет сделать, если в Украине действительно хотят более низких цен.

Гармония желаний

Низких цен на газ в Украине хотят. Но инициативу правительства оппозиция сравнивает с продолжением аренды базы ЧФ России в Севастополе и называет «сдачей национальных интересов».

- ГТС не нужна россиянам в собственность. Здесь как с харьковскими соглашениями: просто создадут консорциум, посадят исполнительного директора из «Газпрома» и будут руководить трубой, - считает оппозиционный министр энергетики Александр Гудыма. - Их это устраивает. Если это единственное требование россиян. Они же столько говорили о своем желании создать консорциум. Теперь этот закон позволит его создать, но даст ли это ожидаемый нашей стороной эффект и приведет ли к снижению цены на газ? Я в этом сомневаюсь.

Гудыма предполагает, что российской стороне этих уступок может быть недостаточно: не исключено, что Москва запросила намного больше. Но инициатива правительства спровоцирует появление дыры в законодательном поле, которая позволит в будущем создавать консорциумы, передавать ГТС в концессию, т. е. «откроет путь для сдачи Украины».

Регионалы же тем временем отстраненно напоминают, что инициатива правительства соответствует европейским ориентирам:

- Есть же соответствующее требование Европейской хартии энергетической, - рассуждает заместитель председателя фракции Партии регионов Владимир Зубанов. - Надо, чтобы правительство имело соответствующие рычаги.

По предварительным прогнозам, необходимое большинство голосов в поддержку проекта Кабмин получит. Даже оппозиция не исключает сейчас совместных голосований - правда, в обмен на социальные законы, действие которых было отменено при принятии Госбюджета на 2012 год. Учитывая рассуждения Зубанова о том, что «перед выборами не только оппозиция хочет показать свою работу, но и власть хочет показать, что она достигла каких-то успехов», перспектива у этого сценария есть.

Украинская делегация получит необходимое усиление своей позиции в Москве. Но кто из экспертов ближе к истине, покажут результаты переговоров.

МНЕНИЕ

Владимир Омельченко, ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова:

- Российская сторона не заинтересована в создании трехстороннего консорциума с участием европейских партнеров. «Газпрому» важно получить контроль над украинской ГТС. Его не устраивает вариант финансовых потерь без достойной компенсации. Кому нужно 30% собственности ГТС? Никому, потому что это не дает ничего, кроме минимальной прибыли. «Газпрому» необходим контрольный пакет. Будет там европейская компания вместе с Украиной или нет - россиян не волнует, но этот вариант сегодня не подходит уже нашей стороне.

Выходит, что трехсторонний консорциум теоретически возможен, но на условиях, удовлетворяющих Россию, это Украине не выгодно. При этом варианте она фактически полностью лишится возможности контролировать свою ГТС. Поэтому разговоры о возможном участии в предприятии европейских партнеров - не более чем манипулирование. Цель которого - под ширмой привлечения европейской компании успокоить общественность и спокойно приватизировать газотранспортную систему. К тому же, не надо забывать, что официальных предложений европейской стороне к сотрудничеству в газотранспортной системе не было, и этот вопрос сегодня используется больше как пиар-акция.

Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:

- Предложения разделить «Нефтегаз» на разные компании и решение модернизации ГТС через варианты аренды или концессии возникали и со стороны оппозиции. Их озвучивал тот же Николай Мартыненко, глава профильного комитета, один из лидеров «Фронта змін». Так что, это не только позиция власти. Но критичное отношение общества к отчуждению хотя бы части ГТС провоцирует внутриполитическую проблему.

Ситуацию надо рассматривать в контексте экономической логики. Если удастся найти достаточно гармоничное решение реформирования НАК «Нефтегаз» и дальнейшей судьбы нашей ГТС в формате трехстороннего участия украинской, российской и европейской компаний - тогда удастся сохранить баланс интересов. Пока это труднореализуемо. Но проблема может быть не только в том, что мы поделимся частью ГТС с россиянами в обмен на скидку в цене на газ и их участие в модернизации. Тут ничего плохого нет. Мы можем держаться за свою трубу до последнего, а в итоге через нее будет прокачиваться все меньше и меньше газа. ГТС будет наполовину сухой, и это станет большей потерей, чем сохранение девственной независимости нашей трубы.

ГАЗОВЫЕ ХРОНИКИ

Январь 2006. Главы российского и украинского концернов Алексей Миллер и Алексей Ивченко подписали пятилетний контракт на экспорт газа Украине по цене 230 долл. за тыс. куб. м. За счет участия компании-посредника RosUkrEnergo AG, которая «разбавляет» его туркменским газом, Украина получает газ по цене 95 долл.

Октябрь 2008. Премьер-министры Владимир Путин и Юлия Тимошенко подписали Меморандум о сотрудничестве в газовой сфере. С января 2009 года «Газпром» и «Нефтегаз» должны перейти на прямые долгосрочные отношения.

Декабрь 2008. «Нефтегаз» не может погасить задолженности перед «Газпромом» за поставленный газ.

31 декабря 2008. «Нефтегаз» уведомил «Газпром» о неготовности гарантировать транзит газа по территории Украины и предупредил о возможности его конфискации. «Газпром» заявил о шантаже.

1 января 2009. Утром «Газпром» прекратил поставки газа в Украину. Вечером Алексей Миллер заявил, что Украина отказалась от льготных условий поставок по цене 250 долл. Поэтому поставщик ставит рыночную европейскую цену - 418 долл. за тыс. куб. м.

Август 2009. РФ отказалась делать поставки газа Украине в кредит.

Апрель 2010. Президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали «харьковские соглашения». 30%-ная скидка на газ увязана с продлением аренды базы ЧФ России в Севастополе на 25 лет - до 2042 года.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых