aif.ru counter
25

По горючим следам: 35 копеек с каждой гривни за бензин мы платим государству

Сюжет Газ, нефть, энергоносители

Чей выигрыш?

Анализ, проведенный нами совместно с экспертами, показал: от постоянного подорожания топлива в наибольшей выгоде стабильно остается государство. И лишь где-то потом - операторы рынка.

- Цены на топливо на украинских АЗС так или иначе привязаны к мировым ценам на нефть, - рассказывает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. - Если цены в мире снижаются, наши нефтетрейдеры не торопятся опускать планку вслед за ними и за счет образовавшейся маржи «накапливают жирок». Ну а если растут (и маржа становится совсем мизерной) - идут на уловки. Одни используют схемы оптимизации налогообложения при закупке топлива, другие - приобретают топливо низкого качества, третьи - делают наценки за бренд, то бишь, за гарантию качества. Так или иначе, рассказы о баснословных сверхприбылях украинских нефтетрейдеров - не более чем миф. Судите сами: с каждой гривни, заплаченной украинцами за бензин на АЗС, переработчики имеют около 0,5 копейки, а сами АЗС - не больше 5 копеек.

По словам специалиста, в ближайшее время ситуация на заправках может накалиться.

- Кризис может привести к резкой гибели нефтяного сырьевого пузыря, - говорит Г. Рябцев. - Казалось бы, что плохого в том, что он лопнет, и стоимость одного барреля упадет ниже 55 долларов? Наконец, начнем ездить по дешевке! Не начнем. На мировых сырьевых рынках пойдет неуправляемая цепная реакция, которая неизменно приведет к хаосу и в результате - уж никак не к низким розничным ценам. А введение заградительной пошлины на импортное топливо в Украине несправедливо удорожит его для потребителей, которые в итоге должны будут переплачивать еще на 20-25% больше.

 

На самотек

- Сейчас украинские операторы получают прибыль не столько с маржи (она действительно очень невысокая), сколько с оборота, - поясняет Олесь Пограничный пресс-секретарь сети АЗС «ОККО». - Отсюда - в более выгодной ситуации  находятся крупные участники рынка, имеющие разветвленную сеть АЗС. Дополнительные резервы дает инфраструктура, организуемая на заправках: магазины с сопутствующими товарами и услугами, сервисные центры и пр. АЗС держатся на плаву большей частью благодаря потребителю, его доверию. Поэтому стараются во что бы то ни стало сохранять качество топлива. Разочаровать потребителя - значит, погибнуть. Чтобы постоянно отслеживать качество, создаются свои лаборатории, то-пливо регулярно проверяется. Это недешевое удовольствие, которое не по карману периферийным АЗС. Государство же самоустранилось от проблемы: четких жестких требований с его стороны к качеству не существует, контрольный мониторинг не проводится. В целом качество нефтепродуктов пущено на самотек.

БДИ!

Откуда берется некачественное топливо? Ярослав Головко, эксперт Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей называет три источника:

  • НПЗ. «Халтурят», в первую очередь, мини-заводы, прозванные в народе «самоварами» или «чеченскими»: на Кавказе распространен такой тип предприятий. Они существуют часто нелегально, поэтому инспектирование их работы не проводится. Здесь производится топливо с предельно низкой степенью очистки от вредных соединений - в результате оно «не дотягивает» даже до нормы Евро-2. Кстати, украинским законодательством запрещена продажа такового, однако это не останавливает закупщиков.
  • Нефтебазы. Качество и октановость* бензина зависит не только от степени очистки сырья, но и от набора тех или иных присадок (добавок). Чтобы повысить октановость некачественного топливного полуфабриката и улучшить его товарный вид, в него добавляется целый «коктейль». Самый распространенный элемент: тетраэтилсвинец. Он весьма токсичен и опасен для человека. Тем не менее, до сих пор, по разным оценкам, раствор тетраэтилсвинца присутствует в 25-30% всего потребляемого у нас бензина. Повышает октановость на 5-10 единиц. Кроме него практикуются добавки этилового спирта (октановость повышается на 3-8 единиц), нафталина (на 5-6 единиц), железосодержащих присадок (на 3-6 единиц), соединений бензола, ацетона и пр. Все эти ингредиенты губительны для двигателя.
  • АЗС. Недобросовестные операторы смешивают высококлассный бензин с топливом значительно более низкого класса. Отдельные АЗС не брезгуют добавлять в бензин воду или разбавлять его газолином - газовым конденсатом.

- Определить качество залитого в бак топлива непосвященному человеку непросто,- говорит Ярослав. - Зато это легко «сделает» машина. Автомобилисты хорошо знают, как ведет себя двигатель, получивший порцию «бодяги». Характерный показатель: большой расход топлива. Чем оно хуже, тем быстрее сгорает. В результате экономная, на первый взгляд, заправка обходится дороже, выливаясь в потери при езде и в дальнейшем - в поломки двигателя.

*Октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива - способность его противостоять самовоспламенению при сжатии в двигателе.

При подготовке материала использованы данные:

НТЦ «Психея», консалтинговых компаний «А-95», «Агроконсалтинг групп», Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей, УАЦ «Перспектива», Госкомстата Украины
.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых