aif.ru counter
50

Слепое горючее: цены на топливо не видят границ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и факты в Украине 26/01/2011 Сюжет Газ, нефть, энергоносители

Экономисты наперебой твердят о пагубных последствиях данного шага.

Тушим огонь бензином

Напомним, еще в начале года Министерство энергетики и угольной промышленности Украины инициировало введение антидемпинговых пошлин, независимо от направления импорта, на уровне 130 евро/тонна для бензина и 80 евро/тонна - для дизтоплива.

Как рассказал в интервью «АиФ» директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, для такой заградительной пошлины недостаточно оснований и аргументации, да и время не совсем подходящее:

- В условиях, когда даже в странах-экспортерах нефти нарастает недовольство повышением цен на топливо, нам, импортерам, вообще должно быть не сладко. Акцизный сбор на горючее, который ввели с начала 2011 года, уже привел к подорожанию бензина. Если же ввести предложенную Минэнерго-угольпромом пошлину, то литр бензина вырастет в цене в среднем на 1,40 грн до 10,50 грн - бензин, до 9,50 грн - дизельное топливо даже при нынешней стоимости нефти. Как жить с такой ценой?

По мнению эксперта, больше всего в этом случае пострадают сельхозпроизводители, которые не смогут провести посевную кампанию.

Если вспомнить опыт прошлых лет, то Леонид Кучма в 1999 году делал все возможное, чтобы сбить цену и насытить рынок: просил топливо у греческих и азербайджанских поставщиков. Мы же наблюдаем ситуацию, когда рынок хотят закрыть.

- Последствия такого шага очевидны: возможный дефицит нефтепродуктов и отсутст-вие здоровой конкуренции для формирования справедливой цены, - уточняет Сергей Куюн. - Надо искать методы, чтобы удешевить топливо. Наше же Министерство энергоугля почему-то ищет методы, чтобы этот рынок изолировать. Это все равно, что тушить огонь бензином.

Количество и качество

Как уверяет специалист, если оптовая цена на топливо продержится на сегодняшнем уровне хотя бы пару недель, то цены на бензин могут перешагнуть 9-гривневую границу (до 9,20-9,30 грн/литр), а дизтопливо подорожает до 8,50 грн - если ориентироваться не на дорогие импортные поставки, а на цены отечественных производителей бензина.

В то же время остается спорным вопрос объемов топлива, которое способны произвести украинские нефтеперерабатывающие заводы.

- Наши заводы даже не смогут обеспечить спрос на недостаточно качественное топливо. Я уже не говорю о бензине еврокачества, - уверен эксперт. - Если даже загрузить все наши заводы на полную мощность, то 95-м бензином рынок будет обеспечен лишь на 50%.

Отдельный вопрос - качество. По словам Сергея Куюна, из-за того что украин-ский потребитель сегодня имеет возможность покупать европейское топливо почти по ценам отечественного, даже «Лукойлу» в Киеве приходится реализовывать топливо румынского производства, а не одесского.

- Согласитесь, намного проще, чем модернизировать собственное производство и повышать качество собственной продукции, пойти в родное министерство и попросить убрать с рынка конкурентов, - резюмирует он.

Понижаем стандарты

Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев соглашается с коллегой.

- Дело в том, что Минфин и Минэкономразвития с мнением Минэнергоугля не согласны. Специалисты первого ведомства подсчитали, что заградительная пошлина обернется потерей для государственного бюджета на сумму 13 миллиардов гривен в год. В Минэкономики же уверены, что аргументация их коллег из Минэнерго недостаточна, а цифры, приводимые в предложении, неточны, если не сказать больше.

Вот и выходит, что Министерство энергетики и углепрома почему-то поддерживает исключительно отечественных производителей, а вот нужды отечественного потребителя им неинтересны. Причем возникает ряд неудобных для ведомства вопросов:

  • Зачем нужна пошлина; почему в ведомстве считают, что импортеры демпингуют?
  • Если они демпингуют, то почему их обвиняют в завышении цен на АЗС?
  • Почему в министерстве считают, что украинские заводы способны обеспечить рынок топливом в полном объеме и топливом требуемого качества?
  • Почему потребитель должен платить за модернизацию нефтеперерабатывающих заводов?

Самым острым из предложенных является как раз вопрос качества топлива. По мнению Геннадия Рябцева, даже если увеличить сущест-вующие мощности отечественных НПЗ, дефицит горючего на украинском рынке составит около 400 тысяч тонн бензина, произведенного по стандартам 2007 года.

- Это приведет к дефициту топлива соответствующего стандарта на рынке. Нам придется продлевать действие старых стандартов, хотя Госпотребстандарт уже продлил их действие до 1 июля 2011 года. Непонятным остается вопрос, чем будут заправляться европейцы, которые приедут в Украину к Евро-2012, а также транзитные автомобили, - считает эксперт.

По его мнению, дефицит приведет к подорожанию топлива на 20-22%. Рынок лишится около 40% топлива, которое сейчас присутствует на рынке, и не сможет восполнить эту потерю отечест-венным топливом по причине невозможности быстро нарастить поставки нефти на НПЗ и неспособности выпустить необходимое количество бензина.

Давим на газ

Не поздоровится и тем водителям, которые заправляются альтернативным видом топлива - сжиженным газом. Украина в прошлом году превратилась из экспортера сжиженного топлива в импортера. Как итог около 15% рынка составляет завозимая продукция. В качестве причины такого явления эксперты называют странные схемы продажи сжиженного газа через специальные и коммерческие аукционы.

Более того, с 1 января новый Налоговый кодекс определил новую ставку экологического сбора на автомобили, оборудованные газобаллонным оборудованием. Теперь она в 2,4 раза выше, чем на обычные двигатели, работающие на бензине и дизельном топливе. Как видно, государство не способствует развитию альтернативных видов топлива, хотя везде об этом объявляется с высоких трибун.

МНЕНИЕ

Директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугольпрома Константин Бородин:

- Мы стоим перед реальной перспективой потери внутреннего производителя нефтепродуктов и того, что останемся наедине с импортером, на которого не можем влиять налоговыми механизмами, который не создает в Украине рабочие места. Введение пошлин способно снизить уровень импортного топлива на рынке страны до 10%, что соответствует сегодняшним поставкам топлива из стран

Европейского Союза в Украину.

 

А дальше что?

Эксперт Геннадий Рябцев спрогнозировал примерные последствия для Украины введения заградительной пошлины.

Цены. Как известно, бензин является инфраструктурным товаром, от которого зависят цены на все другие товары и услуги, поэтому лавинообразное повышение цен возможно на все. Уже сегодня произошло незначительное подорожание по объективным и понятным причинам.

Имидж. Кроме того, эта пошлина не соответствует тем обязательствам, которые взяла на себя Украина при вступлении в ВТО. С критическими заявлениями по этому поводу уже выступили Литва, Польша и Румыния.

Социальная сфера. С украинского рынка могут уйти компании, которые либо имеют достаточно громкое имя (Shell), либо компании, которые финансируются структурами с громким именем (Галнефтегаз - ЕБРР). Потерять работу могут около 50 тысяч человек. Это не идет ни в какое сравнение с последствиями остановки всех НПЗ страны - там работает в 2-3 раза меньше людей.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых