aif.ru counter
56

Налоговый кодекс: упадок или возрождение?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты в Украине 24/11/2010 Сюжет Налоги

Страсти вокруг главного налогового документа страны накалились до предела. На настроение людей, которые тысячами съехались в столицу из всей Украины, чтобы не дать президенту поставить под ним подпись, не могут повлиять ни слова политиков, ни проливной дождь. Они намерены стоять до конца и на своем: Налоговый кодекс не может быть принят. Что это - народная паника или аргументированное опасение за свой завтрашний день? Почему столь необходимый документ для страны украинцы встретили в штыки?

Народный депутат от Партии регионов, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник считает: такая болезненная реакция вызвана в первую очередь тем, что многие еще не успели изучить документ.

Четыре причины «Майдана»

- Виталий Юрьевич, что помимо незнания текста нового кодекса движет его противниками?

- «Налоговый майдан» наэлектризован определенными политсилами, цинично использующими энергию народа в своих целях. Опасения людей нельзя назвать полностью безосновательными - в проекте кодекса, предложенном правительст-вом, действительно было немало норм, которые ужесточили бы ведение бизнеса, - в первую очередь мелкими предпринимателями. Однако нам отчасти удалось изменить ситуацию: мы внесли целый пакет поправок, которые защищают их интересы.

Надо не сбрасывать со счетов и тот момент, что люди, выйдя на улицы, боятся не столько самого кодекса или налогов, сколько налоговой администрации, к которой у украинцев давно сложилось очень настороженное и недоверчивое отношение. Наш парламентский комитет уверен: налоговая администрация обязана и будет работать корректно и строго в рамках закона. В Налоговом кодексе мы предусмотрели, как  это контролировать. Запланированы ежемесячные встречи с руководством налоговой администрации.

- Предприниматели отчаянно протестуют против кассовых аппаратов, поскольку боятся пристрастных налоговых проверок. Вы же, насколько я понимаю, за то, чтобы их использовать?

- Использование кассовых аппаратов принято во всей цивилизованной Европе. Конечно, он нелепо смотрелся бы где-то на рынке на открытом прилавке, а вот в парикмахерской, кафе или магазине - пожалуйста. Тем более что государство обязуется обеспечить всех предпринимателей этими аппаратами (стоимость которых, к слову, - 1200-1500 грн) бесплатно. А чтобы представители налоговых органов не были излишне придирчивы к тем, у кого такие аппараты установлены, парламентский комитет вместе с представителями предпринимателей откорректировали закон о кассовых аппаратах: были упразднены драконовские размеры всевозможных штрафов, а главное, наложен годовой мораторий на любые проверки. Это время для того, чтобы предприниматель освоился в новых условиях.

Право на поправки

- Вы сказали, что вашему комитету пришлось убирать наиболее жесткие нормы, прописанные в правительственной версии кодекса. Какие, например?

- В частности, убрали норму о том, что предприниматель, ведущий свою деятельность не по месту регистрации, должен платить вдвое больше. Снизили несправедливо высокие ставки налога до уровня общих для тех, кто занят в сфере информатизации или держит, например, интернет-клуб. Устранена и нелогичная норма о том, что предприниматель, работающий только с одним контрагентом, лишается права быть единоналожником. Ликвидировано и ограничение, по которому в одном помещении может работать только один частный предприниматель.

- Много говорится о том, что нынешний Налоговый кодекс составлен с учетом интересов крупного бизнеса - потому-то его нормы по отношению к мелким предпринимателям так жестки...

- Это неправда. Крупный бизнес, кстати, уходит от налогов похлеще малого. 1800-2000 предприятий по всей Украине (а это лишь 2% от всего числа таковых) платят 80% налога на прибыль и 90% НДС. Это - почти половина всего сводного бюджета. Все доходы поступают всего от 2%предприятий! Это, в основном, иностранные компании и государственные корпорации. Или же - отечественные компании, которые ведут публичную деятельность и собираются выходить на международные площадки. Все остальные так или иначе уходят от налогов. Чтобы прекратить эту практику, мы внесли специальные нормы в каждый раздел кодекса. Например, перекрыли уход от налога на прибыль посредством вывода денег за границу через такие схемы как роялти, инжениринг, консалтинг, страхование и пр. Много сделано и для того, чтобы предприятия не уклонялись от уплаты НДС: удалось перекрыть возможность его минимизации.

- Вы сказали, что в кодекс внесены еще не все поправки. Что это значит? Насколько я понимаю, сейчас Украина уже имеет его окончательную редакцию...

- Сегодня есть такие варианты развития событий. Президент подписывает закон и одновременно вносит изменения к нему, чтобы не тормозить бюджетный процесс. Или - он воспользуется правом вето и укажет, что именно необходимо доработать в Налоговом кодексе. При любом из вариантов мы уже готовим предложения в рамках созданной рабочей группы с представителями предпринимателей под руководством первого вице-премьера Андрея Клюева. Между прочим, предприниматели сейчас ежедневно бывают в нашем комитете, и многие их замечания по-прежнему фиксируются. Комитет настоял на том, чтобы все дискуссионные новшест-ва (особенно касающиеся упрощенной системы) вступали в силу во втором квартале будущего года, дабы было время - целых четыре месяца - перевести дыхание, отшлифовать закон, сделать его предельно комфортным и понятным.

БУДЬ В КУРСЕ

Оплата транспортного сбора по-новому - посредством внесения его в стоимость топлива - запланирована с 1 января будущего года. По прогнозам В. Хомутынника, это вряд ли существенно скажется на розничной цене топлива. Единственные, кто может ощутить перемены, - АЗС, у которых маржа прибыли несколько снизится.

Мифы и реальность нового закона

1. Что ждет малый бизнес? (новшества для предпринимателей-единоналожников)

Ставка единого налога. Разговоры о том, что отныне она будет астрономически высокой, - миф. Вводится гибкая система. Для малых городов (до 150 тыс. населения) ставка остается прежняя: от 20 до 200 грн. Для городов с населением от 150 до 500 тысяч - от 20 до 400 грн. Для крупных мегаполисов, где проживает свыше 500 тысяч, - от 20 до 600 грн. Определять размер ставки в том или ином городе - задача местных депутатов.

Оборот предприятия. Предложенное правительст-вом снижение оборота от 500 до 300 тыс. грн для таких предприятий депутатам удалось откорректировать. Теперь предельный оборот в 300 тыс. грн устанавливается для предприятий, которые работают без кассовых аппаратов. Если же таковой установлен, оборот увеличен вдвое - то есть он становится даже выше, чем был.

Количество нанятых работников на 1-м предприятии. Правительство в своем варианте кодекса предложило сократить их число с 10 до 2. Сейчас усилиями депутатов достигнут компромисс: 4 человека, а для предприятий сферы общепита, где люди работают посменно, - 8 человек.

Виды деятельности по упрощенной системе. Депутатам удалось оставить в рамках «упрощенцев» тех, кто оказывает транспортные услуги, организует розничную торговлю через автоматы, занят в сфере досуга и развлечений (фотограф, организатор культурно-массовых мероприятий и др.), ведет торговлю секонд-хендом, издает малотиражные газеты или осуществляет локальное теле-радиовещание, а также ведет деятельность в сфере инжениринга, геологии, геодезии, проводит технические испытания или исследования.

2. Что ждет средний бизнес?

Для предприятий с оборотом до 3 млн грн в год вводятся давно обещанные 5-летние налоговые каникулы. Такие предприятия не будут платить налог на прибыль, при этом их взаимоотношения с налоговой администрацией будут построены по схеме упрощенной отчетности, упрощенных форм декларации, которую надо будет подавать один раз в год.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых