aif.ru counter
35

Дружественный газовый прорыв

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Аргументы и факты в Украине 05/05/2010 Сюжет Газ, нефть, энергоносители

Еще несколько месяцев назад не было никаких оснований надеяться, что Украина станет стратегическим союзником России. Нынче российско-украинские отношения потеплели так резко, что их называют не иначе как «прорывом». С другой стороны, как в Киеве, так и в Москве находятся непримиримые критики предварительно заключенных на высшем уровне соглашений, переводя каждое из заявлений президентов и премьеров обеих стран исключительно в геополитическую плоскость.

Аналитики считают, что как бы ни были важны в этом сценарии субъективные политические обстоятельства, главную роль в «прорыве» сыграл мировой экономический кризис. Именно он заставляет Украину и Россию по-новому оценивать свои силы, не оставляя возможности западным глобальным игрокам вмешиваться в процесс стремительного российско-украинского сближения.

После беспрецедентного договора «газ в обмен на флот» стороны предварительно договорились о многом. Однако аналитики не спешат расставлять однозначные акценты, оценивая эти договоренности: ждут 17 мая, когда в Киев приедет Дмитрий Медведев, чтобы поставить свою подпись под официальными документами. Тогда и будут расставлены все точки над «i». Как заявил на днях министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, 17 мая будет подписано более 10 соглашений разного масштаба. Но и теперь не мешает задуматься над перспективами столь тесного сотрудничества, о котором премьеры и президенты Украины и РФ столь охотно рассказывали СМИ.

Былая транзитная мощь

Встретившись в Сочи 30 апреля на заседании межправительственного комитета по вопросам экономического сотрудничества, премьеры Украины и РФ Николай Азаров и Владимир Путин сразу же договорились возобновить совместную работу - с привлечением европейских экспертов и инвестиций - над модернизацией украинской газотранспортной системы. Подробностей не озвучивали. Азаров лишь подчеркнул, что стороны ищут гарантии того, чтобы поставки газа и нефти стали бесперебойными «на многие годы вперед». А президент Украины Виктор Янукович, встретившись с Владимиром Путиным в Киеве, заявил, что считает модернизацию украинской ГТС альтернативой строительству газопровода «Южный поток», который предполагает транзит российского газа в Европу в обход Украины.

Журналистам Янукович объявил, что никогда не пойдет на «сдачу» ГТС в обмен на условия тех или иных контрактов. При этом он подчеркнул, что модернизировать ГТС необходимо - в три этапа. Первый: строительство газопровода Бородчаны - Ужгород, который позволит увеличить газооборот на 10 млрд кубометров. Второй: замена оборудования ГТС новым, более экономичным, которое позволит значительно увеличить скорость прокачки газа и ее объемы еще на 20-25 млрд кубов. Третий: строительство новой трубы рядом с существующей. «Строитель-ство «Северного потока» уже не остановить, потому сейчас мы ищем возможности предложить альтернативу хотя бы «Южному потоку», чтобы Украина как минимум оставила те объемы, которые можно транспортировать через существующую ГТС», - пояснил Янукович.

По мнению некоторых экспертов, эти предложения украинской стороны, несмотря на подавляющие выгоды России от такого соглашения, содержат в себе рациональное зерно.

Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило подчеркивает: именно Украина заинтересована в том, чтобы обеспечить бесперебойную, эффективную, без-аварийную работу своей ГТС - ей ведь нужно позиционироваться как ответственный транзитер в сфере европейской энергетической безо-пасности. Эксперт обращает внимание, что украинская ГТС серьезно обветшала, а ее способность контролировать объемы и качество прокачиваемого газа существенно расходятся с теми требованиями, которые сегодня выдвигает мировой рынок.

«Очевидно, что требуется ее модернизация, но собственных ресурсов для этого нет, поэтому выход - консорциумное финансирование», - говорит Ярослав Жалило. Он напоминает, что Украина не раз выходила с идеей о создании консорциума - с участием специалистов как из РФ, так и из Европы. С ним согласен директор украинского филиала Института СНГ Владимир Корнилов.

ЛУЧШЕ НЕ ДОПУСКАТЬ, ЧТОБЫ ВОПРОС МОДЕРНИЗАЦИИ ГТС РЕШАЛСЯ ВООБЩЕ БЕЗ НАШЕГО УЧАСТИЯ

Он подчеркивает, что и в Европе, и в США прекрасно понимают: работы по модернизации украинской ГТС невозможны без привлечения российских специалистов.

«Иначе система разрушится - из-за постоянных аварий или ухудшения систем контроля может быть сокращен объем прокачки. Потому нужно взвешивать наши риски и выгоды. Еще несколько лет - и мы останемся только с воспоминаниями о былой транзитной мощи нашей страны. Строится «Северный поток», Европа заинтересована в диверсификации поставок газа, в строительстве «Южного потока». В связи с этим остро встает вопрос о конкуренто-

способности нашей ГТС. И лучше не допускать, чтобы вопрос ее модернизации решался вообще без нашего участия. Пока мы в состоянии еще манипулировать сроками, условиями, нам нужно создавать эффективную систему, которая позволяла бы содержать, обеспечивать и при этом сохранить украинскую ГТС», - говорит Ярослав Жалило.

Его слова подтвердил и пресс-секретарь премьера РФ Владимира Путина Дмитрий Песков. «Не секрет, что Россия ведет работы по диверсификации доставки энергоносителей, в том числе и природного газа. Скоро начнется реализация крупного международного проекта «Южный поток». Большая часть юридической работы уже завершена. Что это означает для ГТС Украины? Серьезные потери в стоимостном выражении», - подчеркнул он.

Предложение, от которого сложно отказаться

Переговоры в Сочи на заседании российско-украинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества в минувшую пятницу уже практически закончились, когда российский премьер сделал своему украинскому коллеге новое сенсационное предложение. «Мы обсудили интеграцию в ядерной сфере, предлагаем то же самое сделать в газовой. Предлагаю объединить «Газпром» и «Нефтегаз» Украины», - сказал Путин. Как позже заявил пресс-секретарь Николая Азарова Виталий Лукьяненко, эта идея на заседании не обсуждалась - это был экспромт Путина. Сам Азаров подчеркнул, что инициатива российского премьера была для него совершенно неожиданной. Тем не менее, он выразил готовность «изучать конкретные предложения».

Дмитрий Песков подчеркнул, что именно Украина заинтересована в том, чтобы у «Нефтегаза» был совладелец, т.е. «Газпром», который сделает все для того, чтобы украинская ГТС оставалась операбельной, в рабочем состоянии, постоянно модернизировалась и была загружена газом. По его словам, Путин не мог подразумевать поглощение «Газпромом» «Нефтегаза», а только лишь создание нового юрлица, то есть объединение двух компаний. Такое объединение, отметил Песков, выгодно и «Нефтегазу», поскольку он «получает гарантированный маршрут для выполнения своих обязательств перед потребителями в Западной Европе».

В поддержку идеи Владимира Путина сразу же выступил и глава «Газпрома» Алексей Миллер. По его мнению, Россия заинтересована в инвестировании в ГТС Украины, а Украина - в получении доступа к российским ресурсам.

Эксперты считают, что объединение «Газпрома» и «Нефтегаза» однозначно выгодно России. Во-первых, это дает возможность контролировать поставки газа в Европу. Во-вторых, расширяет присутствие «Газпрома» на внутреннем рынке Украины. В-третьих, в «Южный поток» придется вложить 25 млрд долларов, а на модернизацию ГТС Украины потребуется всего 3 млрд евро. Но и для украинской стороны это является предложением, от которого ей будет очень сложно отказаться. Потому что «Южный» и «Северный» потоки, которые пойдут в обход Украины, могут оставить ее территорию без газа.

Игра по чужим правилам?

Тем временем, оппозиционные силы, а также эксперты из окружения экс-президента Украины Виктора Ющенко бьют в набат: для них подобные соглашения означают лишь одно - потерю Украиной суверенитета.

Экс-заместитель главы Секретариата экс-президента Виктора Ющенко Богдан Соколовский заявил, что объединение «Газпрома» и «Нефтегаза» противоречит не только украинскому законодательству (в частности, закону Украины о трубопроводном транспорте 1996 года), но и соглашениям об интеграции Украины в европейское энергетическое пространство.

А экс-президент Виктор Ющенко призвал национальные патриотические силы не допустить «сдачи России стратегической собственности Украины».

Тем не менее, Европа молчит. В Еврокомиссии заявили, что объединение «Газпрома» и «Нефтегаза» является «внутренним делом» правительств России и Украины, а для ЕС важно, чтобы Украина «продолжила реформу по модернизации внутреннего рынка газа с целью сделать его более прозрачным».

О том, какие соглашения Украина и Россия готовят в сфере атомной энергетики и авиастроения, читайте в ближайших номерах «АиФ».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых