aif.ru counter
187

Смартфоны, ремонт и образование – на что украинцы чаще всего берут кредиты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты в Украине 21/11/2013

Хранить деньги дома или на банковских счетах? Верить ли украинской гривне? Будут ли финучреждения в ближайшем будущем выдавать кредиты на выгодных условиях? Эти вопросы украинцы задают очень часто, и ими полна редакционная почта «АиФ». Мы попросили рассказать первого заместителя председателя правления «Брокбизнесбанка» Петра Пекура о том, на что в ближайшее время смогут рассчитывать обычные клиенты банков.

Тест на надежность

Международные аналитики с оптимизмом ждут следующего года. Говорят, что мировую экономику ждет оживление. А чего же ждать Украине? Стоит ли и нам настраиваться на позитив, и есть ли для этого предпосылки?

– Мировая экономика может полностью восстановиться, если будет уверенность в стабильности банковской системы. В следующем году Европейский центральный банк планирует провести стресс-тест финучреждений Еврозоны и определить их недостаточную капитализацию. По мнению экспертов, ее уровень может составить около 4% от всех банковских активов. Это – невысокий показатель, и он не грозит банковской системе в целом. Так что благодаря результатам стресс-теста доверие инвесторов к ней должно вернуться.

Украинским банкам для эффективной работы нужно разобраться с проблемной задолженностью. НБУ подсчитал, что в этом году банки списали проблемные долги на сумму в два миллиарда гривен. Когда сокращается эта сумма, снижается и давление на капитал финучреждений. В итоге за счет свободных средств они кредитуют экономику. Так что предпосылки для позитива есть и у нас.

Долги с пользой

– Независимая ассоциация банков Украины оценила кредитный портфель украинцев и выяснила, что только 2% займов приходится на ипотеку. Как вы считаете, не слишком ли мало? Удастся ли добиться большего в следующем году?

Ипотека рисковый, дорогой и долгосрочный ресурс. Кроме того, по степени доходности он уступает потребительскому кредитованию. 2%, или 234 млн. грн., это невысокий показатель. Но такая тенденция пока что сохранится. Для этого есть две причины. Первая у людей сейчас недостаточно средств на руках, чтобы платить по таким кредитам. Вторая банки, которые выдают ипотеку, плохо защищены от невозвратов.

– В то же время сейчас восемь из десяти выданных кредитов – потребительские. Как вы считаете, мы достигли «потолка»?

Пик потребительского кредитования приходился на 2007 год. И сегодня восемь из десяти выданных потребкредитов это для нашего рынка нормальный рост. Мы вышли на этот уровень не в последнюю очередь благодаря отложенному спросу. Ведь в послекризисные годы люди не спешили брать кредиты.

Сейчас в большинстве своем розничные кредиты переживают застой. На их фоне потребительское кредитование на короткие сроки и небольшие суммы чувствует себя неплохо. В лидерах сегмента кредитные карты, наличные кредиты и целевое кредитование на покупку товаров.

Именно за счет потребительского кредитования во втором квартале этого года весь рынок кредитования показал подъем, а в третьем квартале оказался самым высоким за весь год. Сейчас объемы потребкредитования выглядят следующим образом. На сумму в 134 млрд. грн. украинцы приобрели автомобили, ноутбуки, мобильные телефоны и бытовую технику. На строительство, ремонт и реконструкцию недвижимости приходится 54,4 млрд. грн. Еще 4,6 млрд. грн. они потратили на образование, покупку земельных участков и другие услуги, не входящие в первые две категории. Кроме того, сюда же входят кредиты наличными без указания целевого назначения.

Уверен, что одним из самых активных сегментов в 2014 году будет именно потребительское кредитование.  Если тенденция сохранится, то в следующем году банки восстановят и долгосрочное кредитование в гривне.

– Прошло пять лет с начала кризиса. В Украине он прошел под знаком борьбы между клиентами и банками. Удалось ли восстановить мирные отношения? Можно ли говорить с уверенностью: «Украинцы доверяют банкам»?

По статистике 19,6%, или 7,6 млн. человек, хранят свои деньги не в банках, и счета открываются в большинстве случаев, когда клиенты получают банковские карты. Поэтому культура хранения банковских ресурсов только формируется. Кроме того, доверие к банковской системе несколько подорвало ожидание перепадов курса гривны, инфляции, а также эмоции, вызванные наплывом заказных статей о банковских учреждениях.

Но если говорить в целом, то доверие населения к банковской системе Украины растет быстрыми темпами. Большую роль в этом сыграла сбалансированная политика НБУ, которую поддержало большинство коммерческих банков. В итоге мы видим стабильный курс гривны и превышение доходов над расходами у большинства банков. Все это говорит о стабилизации в украинском банковском секторе и стимулирует рост национальной экономики.

Ставка на технологии

– Какой вид банковских услуг можно назвать «продуктом будущего»? На что финучреждения будут делать ставку в ближайшие годы?

Один из классиков маркетинга сказал: «Будущее отнюдь не ожидает нас. Оно наступило». В разных странах появляются банки-супермаркеты, банки-бутики, мобильные банки, банки без отделений, банки в социальных сетях. Думаю, что приоритет за высокотехнологичными продуктами. Кроме того, поскольку еще долго будет силен фактор человеческого общения, лидерами станут банки с сильным IT-блоком, грамотными маркетологами и с мощной командой риск-менеджмента.

Желая привлечь как можно больше клиентов, банки активно развиваются и совершенствуются, меняя свой первоначальный образ консервативных учреждений. Кредитные организации, которые благодаря инновационным технологиям завоюют доверие большего числа потребителей, могут обеспечить себе светлое будущее. Так, банковские продукты и услуги, основанные на мобильных и интернет-технологиях, являются более перспективным направлением, чем открытие новых отделений и филиалов.

Международная компания Pricewaterhouse в январе 2012 г. сообщила, что цифровые банковские продукты и услуги станут основным способом взаимодействия с клиентами к 2015 г. Например, сейчас в Великобритании 69% населения пользуются Интернетом для этих целей, а 33% используют мобильную связь. Специалисты выделили два основных направления усовершенствования в данной сфере. К ним относится мобильный банкинг и интернет-банкинг. Кроме этого, большую роль в развитии играет ориентация на клиента.

Большой популярностью в нынешнее время пользуются электронные офисы и отделения самообслуживания. По мнению населения, банковские продукты и услуги должны быть быстрыми, надежными, простыми и прозрачными. Также существует потребность в круглосуточном доступе к ним. Благодаря цифровым способам транзакций все эти пожелания можно осуществить. Но для этого необходимы инвестиции в техническое оборудование, за которыми и последуют изменения.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых