aif.ru counter
333

Жертвы медиатерроризма. Кто несет ответственность и за что

Адвокат, партнер Адвокатского объединения «Саенко Харенко» Евгений Солодко
Адвокат, партнер Адвокатского объединения «Саенко Харенко» Евгений Солодко © / АиФ

05 августа в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция с громким названием: «Влияние медиатерроризма на репутацию. Где заканчивается журналистика и начинается уголовная ответственность». Одним из спикеров пресс-конференции был адвокат, партнер Адвокатского объединения «Саенко Харенко» Евгений Солодко. Он выступил в роли официального представителя и защитника интересов компании Телетрейд, которая и стала жертвой медиатерроризма.

Редакция издания связалась с адвокатом Евгением Солодко и взяла интервью, чтобы более детально разобраться и ответить на вопросы - Что же такое медиатерроризм, где граница между журналистским мнением и «черным» пиаром, кто и как должен нести ответственность за распространение неправдивой информации, и как действовать компаниям, или человеку, которые оказались объектами медиа-атаки и вымогательства.

Что из этого получилось - читайте далее.

1. Здравствуйте, Евгений. Сегодня, в век информационных технологий, информация становится опасным оружием. Недавно на пресс-конференции вы заявили, что один из ваших клиентов стал жертвой медиатерроризма. Так что же это такое за явление медиатерроризм?

Вы знаете, это «замечательное» такое явление. Википедия определяет его как объединение терроризма и медиа, с целью сеять в информационном пространстве страх, ужас, ощущение какой-то паники. Большинство СМИ, да и вообще, социальное мнение и общение ушло в интернет, ушло в сеть, где контролировать информацию и ее правдивость сложно. В такой среде любой может использовать информацию как оружие, запускать разные слухи, сплетни и жертвой может стать также любой человек или компания. Поэтому такое явление как медиатерроризм очень опасно. В этом контексте еще бы хотелось сказать о роли СМИ, которые становятся площадкой и главным инструментом медиатерроризма. Грань между правдой и ложью всегда очень тонкая и поэтому журналистам всегда нужно быть на чеку, чтобы не стать невольным участником или инструментом чьих-то манипуляций с информацией.

2. В чем заключается выгода тех, кто прибегает к подобным методам?

Задачей медиатерроризма является очернение репутации. А репутация сегодня – это актив как для компании, так и для политика и любого человека. Вот возьмем конкретный случай, которым я занимаюсь сейчас. Есть международная брокерская компания Телетрейд, которая осуществляет свою деятельность на финансовых рынках. Вы все прекрасно знаете, как чувствителен финансовый сектор к любым негативным сообщениям. И вот эта компания стала жертвой медиатерроризма. Против этой компании началась информационная война, и доверие ее клиентов, которое она зарабатывала в течении 25-ти лет своей деятельности сейчас может пошатнуться. Какая выгода и цель этого? Конечно, запугать компанию, что бы она готова была на все, чтобы остановить этот негатив.  Кто за этим стоит? И на этот вопрос есть ответ.

Посмотрите, как только возникает какая-то скандальная ситуация, а не дай Бог, связанная с уголовным производством для кого-то, тут же у нас появляется большое количество «экспертов», «специалистов», людей, которые имеют какой-то жизненный опыт и в сети моментально провели расследование, моментально осудили и уже приговорили. При чем наружу вылазит все, не щадят никого, ни семью, ни детей, начинается дискредитация. Конечно, этот так называемый информационный террор, ничего общего с журналистикой не имеет и человека просто травят.

Возьмите крупных политиков, крупных бизнесменов, возьмите известные скандалы в различных сферах, и вы увидите, что есть ботофермы, которые формируют общественное мнение в соцсетях, и соответственно, человек лишен возможности дать объективную информацию о себе или ситуации. Она тонет в этом потоке неправды, лжи, каких-то домыслов, псевдоэкспертных рассуждений и в результате формируется мнение, что конкретный человек или компания, или государство соответственно – бабник, взяточник, мошенник, негодяй, кто угодно, только не тот, кто есть на самом деле.

3. Помимо очернения репутации еще какая-то финансовая выгода может быть?

Конечно может быть. Можно с уверенностью сказать, что конечной целью подобных информационных атак являются деньги. Это предложение откупиться от таких информационных атак. Это классика, которая лежит на поверхности. Есть люди, которые этим промышляют и о них тоже много написано, а некоторые из них даже были задержаны. Создаются специальные сайты, распространяющие слухи, грязь, сплетни. Такие ресурсы обычно даже не имеют свидетельства СМИ. У таких ресурсов нет ничего общего с журналистикой. Это обычно появляется в поисковых информационных системах. А потом, когда люди возмущаются, говорят, позвольте, что ж вы пишите такую гадость, эта информация ложна, она не соответствует действительности? Им отвечают – ок, мы снимем, платите. По сути — это шантаж. И компания, которая боится открыто об этом заявить, как правило, становится постоянным «клиентом» таких вымогателей.

4. То есть это такая форма вымогательства получается? А какие существуют законные методы борьбы с таким явлением как медиатерроризм?

Да, конечно, это форма вымогательства. Законных методов борьбы с подобными действиями много. И они действительно есть. Проблема в том, что это долго. Вот, например, вышла какая-то неправдивая информация и она быстро распространилась по информационному пространству. Она дошла до какого-то количества пользователей, и они ее восприняли как истинную правду. Объект, на которого была направлена эта ложь возмутился и добился опровержения. Во-первых, это не быстро. Я знаю случаи, когда такие судебные процессы шли по полтора года. Все уже забыли. Это опровержение вышло в информационное поле. Скажите мне, разве попадет оно ко всем тем конечным потребителям, которые услышали первое неправдивое сообщение? Вряд ли. Теория вероятности это отрицает. Таким образом, часть пользователей услышат это опровержение, а некоторая часть все-равно останется при мнении, что он – негодяй. Поэтому, да, законные методы борьбы существуют, но насколько это эффективно?

5. Какую ответственность могут понести вымогатели в таком случае?

Здесь можно говорить и о гражданско-правовой ответственности, и об уголовно-правовой. Диспозиция статьи «вымогательство» (ст. 189 УК Украины) подразумевает в том числе и ответственность за требование передачи каких-либо благ, связанное с угрозой распространения порочащей информации. Наказание – ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок. Делайте выводы.

6. Несут ли ответственность редакции медиа, которые публикуют заведомо ложную информацию?

Это очень непростой вопрос и все зависит от уровня СМИ, насколько издание дорожит своей репутацией и аудиторией. Например, редакция берет некоего автора, не проверяет его и человек пишет под псевдонимом. И получается, что автор вроде, как и есть, но человека такого нет. С другой стороны, когда, конечно, невозможно добиться опровержения, привлекается редакция. Но опять же, способы и методы разные. Например, кто-то подставной, человек, которому все равно на санкции гражданско-правовые, уголовно-правовые. Он проводит пресс-конференцию, распространяет ложную информацию. Эту информацию СМИ перепечатывают со ссылкой на него. Но не они являются источником информации, они ее ретрансляторы. Какая у них ответственность? «Позвольте, мы не причем», - говорят они. Вот данные пресс-конференции, на ней эта информация и была озвучена. Обращайтесь к нему – пусть он опровергает, и мы это напечатаем. Удобно очень. Это если рассматривать ситуацию со стороны медиа. Но есть и другая сторона. Возмещение ущерба, причиненного такими действиями. Кто будет возмещать его? Вот тут, если доказать, что виновно СМИ – тогда оно и возмещает ущерб. 

7. А можно ли выйти на заказчика такой чернушной компании?

Да, это возможно, во-первых, можно провести киберрасследование, всегда остаются следы в виде переписки, аккаунтов, ip-адресов. Во-вторых, человек, который озвучил негатив, тоже обладает информацией, и при диалоге с ним можно получить нужные сведения и выйти на заказчика, понять кому это нужно. В настоящее время в рамках правового поля существует достаточное количество способов установить людей, причастных к совершению данных незаконных действий.

8. Если действует не один человек, а группа лиц, например. Подпадает ли это под понятие организованной преступной группировки?

Если доказать, что эти лица объединены единым умыслом и этот умысел направлен на распространение ложной информации с целью получения материальной выгоды — это можно сделать. Не просто, но можно.

9. Это будет влиять на ужесточение ответственности? Что грозит тогда заказчику, исполнителю и пособнику?

Конечно! Это всегда отягчающее обстоятельство, потому что группа лиц — это всегда ответственность более суровая нежели один правонарушитель. Если члены этой группы дадут показания, что конкретный гражданин обратился к ним и за материальное вознаграждение они согласились и выполнили его просьбу, например, провели пресс-конференцию, дали интервью, написали статью, есть соответствующие доказательства этого, то у заказчика (организатора) ситуация очень плохая. Это может быть квалифицировано как преступление, совершенное организованной группой лиц. Он понесет максимальное наказание.

10. По вашему опыту, кто чаще всего оказывается заказчиком такой информационной войны?

Все зависит от ситуации. Начиная от супругов, которые забыли все хорошее и начинают друг друга поливать грязью, при чем так, от души. Плюс добавляется эмоциональный фон. Это жизнь. И заканчивая политиками, которые в кулуарах парламента обнимаются и жмут руки и тут же за спиной выливают друг на друга ушаты грязи с использованием СМИ. Ну и бизнес, конечно, конкуренты, недовольные клиенты и т.д. 

11. Можно ли сказать, что, помимо конкурентов на рынке, заказчиками негативных материалов могут быть бывшие сотрудники, партнеры?

Конечно. Допустим человека уволили, он считает, что его уволили несправедливо. У него возникло желание отомстить. Допустим совладельцы бизнеса. Кто-то решил, что он работает больше, чем его партнер. Один из тех, кто больше трудится на благо компании попросил уйти второго или выкупить его долю. Тот отказался. И все, начался конфликт.

12. Чем обычно заканчиваются такие конфликты? Стороны вылили друг на друга ушаты грязи и что потом?

Вы знаете, война никогда не является созидательным действием. Поэтому, когда расходы на войну начинают превышать какие-то разумные пределы, люди начинают думать, что может хватит. И бывает, что они, сидя за одним столом с отвращением подписывают мировые соглашения. Бывает, что проигрывают, бывает заканчиваются реальными тюремными сроками. Все зависит от ситуации. Если такая, знаете, кровная обида, когда примешивается личный мотив — это все очень долго может длиться. Если в голове холодный расчет, то обычно договариваются быстро.

13. Есть ли какие-то кейсы в Украине подобных негативных кампаний?

Очень много. Откройте интернет. Это любая сфера бизнеса. Автомобильный рынок, зернотрейдеры, банковская сфера, да полно примеров. Яркий пример – это компания Телетрейд.

14. Да, на пресс-конференции вы озвучивали, что являетесь представителем и защитником интересов международной компании Телетрейд (Teletrade). Расскажите об этом кейсе подробней.

В этом случае вообще происходит удивительная вещь. Компания Телетрейд представлена и работает в Украине. И на сегодняшний день в СМИ появилась ложная информация, которая порочит доброе имя компании. При чем, эти публикации сопряжены с именем человека, который считает себя сособственником компании. Я тщательно проверил все документы, и я не нашел ни одного основания, который бы давал ему право на что-то претендовать, на владение хотя бы 1% акций компании Телетрейд. Но я нашел транзакции с участием этого человека как наемным работником компании, нашел транзакции, которые были отправлены на его зарубежные счета.  В частности, по всем этим публикациям, а они были распространены в довольно уважаемых медиа ресурсах, я как адвокат компании направил соответствующие письма с требованием снять эти публикации, так как они являются ложными и порочат репутацию моего клиента. Я уверен, что лица, которые являются заказчиками такой медиа-атаки, понесут наказание в соответствие с действующем законодательством. Однако этот процесс займет время, поэтому еще раз обращаюсь к СМИ не участвовать в подобных манипуляциях и не быть инструментом в руках преступников. Ваша репутация и доверие читателей – это ценный актив. Дорожите им.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых