aif.ru counter
286

Эволюция рынка транспортной логистики в Украине

В то время как мировой логистический рынок развивается весьма стремительно, темпы роста этого сегмента в Украине заметно уменьшились практически по всем направлениям. Однако, по мнению экспертов, перспективы развития рынка транспортной логистики существуют и они весьма объективны, несмотря на достаточно сложную политическую и экономическую ситуацию в стране. Безусловно, на фоне миллиардных оборотов европейского рынка логистики наши показатели намного скромнее, но потенциал есть, особенно учитывая процесс евроинтеграции. Для того чтобы построить экспертный прогноз следует рассмотреть сложившиеся на данный момент предпосылки и этапы формирования рынка транспортной логистики в Украине.

Нулевой период

Вероятно это наиболее подходящее название для первого этапа независимости нашей страны в период с 1991 по 2000 год. По мнению основателя логистической компании «Justin» Юрия Авдыша первые 10 лет формирования современной Украины характеризовались хаотичным подходом к транспортной логистике. По сути, в тот период мы имели дело со слабо структурированным рынком, на котором так называемые «челноки» использовали для доставки своих грузов все то, что по их мнению могло доставить товар из точки «А» в точку «Б» - от проводников в поездах до автобусов и маршруток. Исключением была международная и дистрибуторская логистика.

Первый период

Начало 2000-х характеризовалось созданием структур, которые впоследствии стали хэдлайнерами, а в некоторых сегментах и монополистами. Безусловно в первую очередь речь идет про «Новую Почту», основанную Вячеславом Климовым и Владимиром Поперешнюком; «Автолюкс», основанный ПИК «ААЗ Трейдинг Ко» и «Почтово-грузовой курьер», который был сперва переименован в «Курьер» (2008 год), а затем в «Star Express» в 2014-м году, основанный Виталием Яницким совместно с Владиславом Семенченко.

Условно этот период формирования рынка можно ограничить 2010-м годом. Все компании работали примерно в одном темпе и предоставляли схожие по сути услуги. К примеру, компания «Почтово-грузовой курьер» только к 2007 году вышла на операционную прибыль. Для этого им понадобилось 3 года с момента запуска. Но даже несмотря на это партнер Виталия Яницкого решил выйти из бизнеса в том же году.

Сейчас, спустя практически 20 лет с момента структуризации рынка можно смело сказать, что на развитие транспортной логистики в Украине повлияли три компании: «Новая почта», «Мист групп» и «PGK Groupe». При этом «Новая почта» смогла добиться ощутимых результатов в первую очередь благодаря открытию более 2000 отделений и формированию новой культуры использования логистических услуг. «Мист групп» в то же время первой начала развивать международную логистику. Что касается «PGK Groupe» первые попытки Виталия Яницкого реализоваться в сегменте В2С были произведены еще в 2008 году, когда он основал «Postman» совместно с Геннадием Берестом (совладельцем компании «Media Market Group»). Подобный сегмент был востребован у косметических MLM компаний (Oriflame, Mary Kay, Amway) , а также у интернет-магазинах (Rozetka, Le Boutique и других). Однако активно развивать b2c логистику «PGK Groupe» начали уже позже.

Второй период

С 2010 года рынок начал насыщаться, начался период копирования и тиражирования бизнес-моделей. Однако пожалуй ключевой характеристикой периода 2010-2014 стали попытки монополизации на сформировавшемся рынке транспортной логистике. Так в начале 2015 года собственники «PGK Groupe» и «Мист Груп» объединили активы, и тем самым обеспечили в результате слияния порядка 40% в сегменте доставки от «двери до двери». Не случайно эту сделку считают одной из ключевых, которая повлияла на отрасль за последние 10 лет. PGK Groupe обеспечили себе имя благодаря таким проектам как «Postman» и «Точка», где фактически были созданы новые ниши качественной и специализированной адресной доставки для ECOM рынка. При этом проект «Точка» открыл 27 сервисных центров, в которых совместил сервисы оффлайна и онлайна для ECOM рынка. Позже бизнес-модель была взята «Новой Почтой» и внедрена в 2014 году в отделениях. Преимущество таких сервисных центров было в дополнительных возможностях для клиентов. Например, в «Точке» они могли сразу взять кредит, также им предоставляли технический сервис по установке ПО, страхование товара, гарантийное обслуживание и ремонт техники/электроники, а также целый ряд новаций по получению и возврату товара.

Третий период

Безусловно, 2014 год, Революция Достоинства, события в Крыму и конфликт на востоке Украины не могли не сказаться на рынке транспортной логистики. На покупательскую способность всегда сильно влияют валютные колебания. Вслед за этим уменьшается количество сделок и инвестиции в отрасль. Именно так и произошло с рынком транспортной логистики. Потери составили более 30% от результатов прошлого периода. Понятно, что вместе со стагнацией рынка изменился как состав игроков, так и их возможности. По мнению Виталия Яницкого, сейчас ниша наполняется мелкими игроками, которые не могут обеспечить высокое качество услуг. При этом на фоне последствий событий 2014 года нельзя не отметить активное развитие международной логистики и увеличение количества точек выдачи от «Новой Почты». Юрий Авдыш считает, что таким образом, на волне развития рынка электронной торговли «Новая Почта» сформировала успешную бизнес-модель почтового оператора, создав сеть отделений, тем самым заставив копировать свою модель конкурентов. Таким образом, рынок заметно изменился. В течение 2015-2016 годов «Новая Почта» заняла более 50% рынка и продолжает наращивать свою долю на рынке.  «Укрпочта» при этом стала акционерной компаний и теперь также наращивает долю рынка с акцентом на международный трафик импорта и экспорта.

Также, по мнению Виталия Яницкого, кроме экономических показателей не стоит пренебрегать степенью влияния на рынок законодательной базы. Например, сейчас в Украине есть сразу два закона, которые буквально будоражат рынок. Во-первых, речь идет про порог 22 евро для международных посылок, во-вторых, это закон о почтовой связи, вследствие которого «Укрпочта» может получить достаточно возможностей для формирования монополии на рынке. Безусловно, это создает препятствия для самостоятельного развития отрасли.

Четвертый период

С 2018 года, по мнению экспертов, наблюдается консолидация рынка логистики, на котором сегодня присутствует четыре основных игрока - «Новая Почта», «Укрпочта», «Мист Экспресс» и «Justin». Что касается прогнозов, эксперты считают, что рынок транспортной логистики ожидает постепенная стабилизация и рост от 6 до 9% в ближайшие три года. По мнению Виталия Яницкого ключевым параметром, который может значительно изменить ситуацию в лучшую сторону - это развитие инфраструктуры. При наличии качественных дорог, а также региональных аэродромов, логистика развивалась бы значительно активнее. По мнению эксперта при условии улучшения инфраструктуры 80% грузов двигалось бы внутри страны в режиме «с сегодня на сегодня», тем самым значительно увеличив товарооборот.

Определенно можем констатировать, что логистика как отрасль имеет огромный потенциал и перспективы. К 2024 году эксперты прогнозируют, что объем мирового логистического рынка будет составлять порядка 236 миллиардов долларов.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine