aif.ru counter
1797

В Украине развивается новый сервис - обмен услугами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и факты в Украине 19/01/2011 Сюжет Бизнес, предприятия

И в появившемся в прошлом году новом для украинцев сервисе по обмену услугами именно время стало твердой валютой, которую можно заработать, а потом потратить на мебель, уборку квартиры или массаж.

Родом из СССР?

Сама идея создания банка времени не нова. Ее автор - советский ученый Владлен Лившиц. По его разработке первый банк времени был внедрен на хлебокомбинате в эстонском городе Кохтла-Ярве в 1977 году, что дало возможность гибко использовать рабочее время. А через три года обмен временем за услуги был внедрен между тремя прибалтийскими организациями - тем же хлебокомбинатом, ТЭЦ и НИИ сланцев.

Советским ноу-хау вскоре заинтересовались американцы. В США первые банки времени появились в 1987 году. Правда, первоначальную идею на Западе немного изменили, сузив ее с производственных размахов до интересов отдельных граждан. Потом обмен временем стал распространяться по всему миру. Сейчас рекордное количество банков времени функционирует в Японии - около 800. На постсоветском пространстве первый такой банк начал работать в 2006 году в России, в Нижнем Новгороде. В Эстонии, откуда родом идея, - в 2009 году. А в украинском Днепропетровске банк времени, предполагающий обмен услугами, которые соизмеряются количеством потраченных на работу часов, открылся в апреле 2010 года. Его назвали «ДоброБанк», а заработанное на оказании услуг время - «доброчасами».

Заразительное дело

Организаторы банка времени «ДоброБанка» считают, что есть в нем и украинская составляющая, причем очень древняя. «Своеобразный прототип обмена услугами в украинских селах существует испокон веков и называется «толокой», - рассказывает «АиФ» руководитель проекта Денис Портунов. - Это когда соседи собираются и кому-то одному укладывают фундамент под новый дом, помогают посадить картошку или разгрузить машину. И каждый из них рассчитывает на такую же помощь».

Создавая сайт банка времени, организаторы предполагали, что сервисом обмена услуг «на время» очень живо заинтересуются безденежные студенты и безработные. Но несколько месяцев интерес был слабый. А потом как прорвало - только и успевали регистрировать анкеты. Причем желающие меняться услугами - не только молодежь или люди, оставшиеся без заработка. Сервисом заинтересовались многие граждане активного трудоспособного возраста - от 25 до 55 лет. Сейчас зарегистрировано более 500 человек - к тому же, вовсе не сидящих без дела. Люди осознали, что время действительно очень дорого, но часто мы его тратим нерационально.

Например, сам Денис Портунов зарабатывает «доброчасы» консультационными услугами и изготовлением корпусной мебели. Жена Ольга тоже охотно присоединилась к «вкладчикам времени». Воспитывая троих маленьких детей, она успевает готовить восточные сладости, вязать и давать консультации по вегетарианству. А взамен этих услуг семью бесплатно стригут, делают массаж, иногда нянчат детей.

Мы выбираем - нас выбирают

Чтобы заработать «доброчасы» и получить нужные тебе услуги, необходимо зарегистрироваться, заполнить анкету, в которой, в частности, надо указать, что умеешь и готов делать на обмен. Кстати, обмен услугами - не прямой. К примеру, если Иванов уложил плитку Петрову, то ему взамен может вывезти мусор Сидоров. А тот же Петров врежет замки кому-то еще. Ведь обмен работой производится не между конкретными людьми, а через банк.

Как показала практика, в сервисе «услуга за услугу» есть свои подводные камни. «Часто возникает вопрос о справедливости обмена разных услуг по времени, - продолжает Денис Портунов. - К примеру, не секрет, что юридические услуги стоят дороже, чем уборка помещений. В одно время даже подумывали о том, чтобы ввести коэффициент времени для разных по уровню сложности услуг. Но потом все же решили оставлять главным критерием время. Ведь у каждого человека, независимо от его профессии, в сутках 24 часа».

Чтобы перестраховаться от неприятностей, в «ДоброБанке» у всех, кто приступает к заработку времени, проверяют документы и оставляют их копии. Кроме того, «вкладчики» принимают участие и в общественных работах. Перед Новым годом, например, помогали организовывать бал для детей-инвалидов. Весной планируется уборка парков. На таких мероприятиях люди и присматриваются друг к другу.

Сейчас список предлагаемых и требуемых услуг составляют немалые перечни. В обоих есть как обычные, ежедневно возникающие нужды, так и вовсе «не рядовые». Среди предлагаемых - уборка, ремонт, дизайн интерьера, услуги грузчиков, работы, связанные с IT-технологиями, выгул собак, репетиторство, уроки иностранного языка, парикмахерские услуги, уроки игры на фортепиано, обучение вязанию, мануальная терапия, выполнение домашних заданий со школьниками, глажка белья, выпечка тортов, консультации по похудению, помощь в составлении бухгалтерских отчетов, услуги тамады, няни и переводчиков и т. д. Особо креативные предложения - советы по экономии на свадебных услугах, консультирование по решению проблем с жэками, общение с правоохранительными органами.

А среди требующихся видов работ есть и такие, которые пока что в «ДоброБанке» не предлагают. Народ, например, нуждается в услугах по покосу травы, возврату долгов, оформлению таможенных документов. Но, говорят, был бы спрос - будет и предложение.

Похоже, что подобный сервис в ближайшее время появится и в других городах Украины. Идею днепропетровцев уже взяли на вооружение инициативные жители Киева, Харькова, Полтавы, Одессы, Ивано-Франковска, Донецка и Луганска. А еще - граждане Испании и Молдовы.

КСТАТИ

На Западе сфера услуг давно предлагает варианты, один экзотичнее другого. Например, в США портреты умерших по заказу родственников рисуют красками, смешанными с пеплом покойных. В Канаде появилась служба, избавляющая от навязчивых гостей, - по запросу хозяина посетителям звонят и сообщают, что их якобы срочно вызывают куда-то. Во многих странах есть фирмы, которые специализируются на уборке «птичьих сюрпризов» на автомобилях. Говорят, их сотрудники в свободное от работы время частенько подкармливают голубей, воробьев и даже ворон.

Украинцы тоже не остаются в стороне от прогресса. Как писал «АиФ» в 2010 году, у нас в стране предлагают извиниться вместо заказчика, постоять за него в очереди, а также создать алиби.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых