aif.ru counter
299

Все село - при деле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Аргументы и факты в Украине 16/06/2010 Сюжет Бизнес, предприятия

Постсоветское время крестьяне пережили трудно. Колхоз распался - другого заработка нет. Но в некоторых селах народ все же не растерялся и дружно, всем миром, освоил какое-нибудь прибыльное дело.

Фирма веников не вяжет

В с. Синява Рокитнянского р-на на Киевщине почти все вяжут и продают веники. Началось все при Хрущеве. В село завозили семена кукурузы и случайно прихватили пакет зерен сорго - техниче-ского или веничного проса, на 100% южного растения. Местные агрономы поудивлялись, а потом решили посеять его в качестве эксперимента - что выйдет? А просо отлично выросло. Чтобы добро не пропало, из него и сделали первые веники. Так и прижилось сорго в Синяве.

«А в перестройку, когда колхоз разваливался, рабочие руки постепенно освобождались, - вспоминает сельский голова Александр Крупка. - Приложить их было некуда, ведь никаких других предприятий в селе не было и нет. Тут-то умение вязать веники и пригодилось». Народ начал все больше земли на своих участках засевать тем самым просом, вязать из него веники и возить на продажу - в Рокитное, Белую Церковь, Киев, в Прибалтику, Россию, Польшу. Кто-то из местных остряков тогда даже анекдот придумал: высадился впервые Колумб у американского континента, а ему навстречу идут люди с вениками. На вопрос, что за земля, ответили, мол, не знаем, сами в первый раз веники из Синявы на продажу сюда привезли».

Свой товар в селе называют синявскими пылеcoсами. И делают их почти в каждом доме. Причем скручивают веники и возят их на продажу как мужчины, так и женщины. «В этом вопросе у нас четко соблюдается гендерное равенство», - резюмирует председатель сельсовета.

Просо, которое вырастает почти до 3 м в высоту, сейчас занимает около 200 га синявских земель. И дает не только сырье для веников, но еще и корм курам и свиньям, а также топливный материал для печек. Удобство вениковязания в его простоте - нужна лишь подвешенная к потолку веревочная петля для скручивания «метелок» ивовыми прутьями. Наверное, поэтому до сих пор в селе так и не создали фирму, которая вязала бы веники.

Каждый в своем сарае управляется с этим промыслом. В среднем за день один человек делает 25 веников. А у кого руки попроворнее, тот и 40 штук может «наштамповать». Но, пожалуй, самое сложное - продать товар. Хотя жители Синявы считают, что и в этом им повезло. Ведь их село расположено всего в 5 км от железнодорожной станции, откуда электричкой, куда хочешь, доедешь. Когда в 1990-е годы автобусы не ходили, народ с охапками «метелок» и пешком такое расстояние преодолевал. А на веники спрос есть везде. Даже несмотря на то, что сейчас каждая семья имеет пылесос. В Синяве уверены: никакая техника с их изделиями не может конкурировать. Ведь веник - это не груда металла со шнуром. Этот товар особый, ритуальный. Считается оберегом в доме, пристанищем домового, им прометают дорожку жениху и невесте.

Чем дальше от дома, тем веники стоят дороже. Сейчас в Рокитном дают по 8 грн за один, а в Киеве и за 15 грн можно продать. Пытались освоить веничный бизнес и жители соседних сел. Но там он не пошел. Просо не стало расти.

С партийным знаком качества

Село Иванов Калиновского р-на Винницкой обл. славится своими колбасами. Лакомство вроде бы обычное для украинских сел, но у ивановцев оно особое. Все дело - в рецепте, который передают из поколения в поколение. Наверное, поэтому ароматные колечки возили в свое время даже на партсъезды в Москву - в качестве гостинца с Украины.

«В нашей колбасе нет ни грамма сала, - рассказала местная жительница Раиса. - В дело идет только отборное мясо. Причем не в виде фарша, а рубленое ножом». К нему добавляют соль, перец, чеснок, сахар. А чтобы колбаса не была слишком сухой, подливают воду или молоко - кому как больше нравится. Скрученные два колечка вместе называют «парками». Их сначала коптят на вишневых, сливовых или ореховых дровах, а потом еще полдня «томят» в печи. Говорят, чтобы хорошо прочувствовать вкус этой колбасы, ее надо не резать, а ломать.

При том, что ивановские «парки» завоевали популярность даже за пределами Украины, ни в советское время, ни сейчас в селе не было и нет ни колбасного цеха, ни коптильни. Ведь «фишка» этого товара именно в натурально-сти и «домашности». На предприятиях не принято вручную начинять колбасы и использовать «допотопные» печи. Поэтому «бизнес» обитает на кухнях местных жителей.

За вкусным товаром в Иванов приезжают со всей области и даже из других регионов. А вот свиней для знаменитых колбас, ставших и визиткой, и козырной картой села, выращивают не только в Иванове, но и в соседних селах. Местные скупщики мяса охватывают весь район. Кстати, пара колечек ивановской колбасы весом примерно в

1 кг стоят 90-100 грн.

Заработки на замужестве

А село Волока Черновицкой обл., расположенное на границе с Румынией, извест-но даже за пределами Украины своими свадебными нарядами. Покупать их приезжают сюда из Польши, Румынии, Молдовы, России, Венгрии, Португалии, Средней Азии, даже из Африки и Чукотки. Не часто, но за покупкой подвенечных нарядов навещают Волоку итальянки и француженки. А все дело в том, что платья - от самых дешевых до самых дорогих - с вышивкой и стразами Сваровски, доставленными прямо из Авст-рии, по качеству не уступают тем, что сшиты в Европе. Зато стоят раза в два дешевле.

Начиналось швейное дело в Волоке тоже в перестройку. Известно даже имя его родоначальницы - Брандуша Попович. Эта женщина уже уехала из села и помогла дочери наладить «свадебный» бизнес в Киеве. А ее сын открыл фабрику по производству тканей в Саудовской Аравии - там делают материю для свадебных платьев. Но тогда, чтобы заработать семье на жизнь, Брандуша стала мастерить маленькие свадебные букетики, которыми обычно украшают одежду свидетелей, и веночки для невест. Дело оказалось выгодным и прибыльным, товар быстро расходился. И женщина постепенно стала расширять ассортимент. Так и до платьев для невест дошла.

К ее делу подключились ближние соседи, потом и дальние. А со временем свадебные наряды и аксессуары стало шить все село. С возрастанием спроса ассортимент расширили - начали производить вечерние женские наряды и нарядные платьица для девочек. Кроме того, для улучшения качества и ускорения процесса среди швей произошло разделение по специа-лизациям: одна пришивает рукава, вторая сшивает боковые швы, третья вышивает и

т. д. А в селе появился огромный свадебный салон.

Небольшие семейные фирмочки со временем оформились в несколько больших предприятий, на которых работают десятки швей. Интересно, что многие из них приезжают на заработки из соседних сел и даже из других регионов - не везде можно получить зарплату около 3 тыс. грн. Для них построены общежития со всеми удоб-

ствами и столовой.

Благодаря успешному бизнесу местные предприниматели не только построили себе шикарные виллы и обзавелись хорошими машинами. Они еще и оплатили строительство дороги в селе, постоянно благоустраивают местную школу. А в ней места не пустуют. Ведь молодежь из села не уезжает. Разве лишь для того, чтобы выучиться на дизайнера или технолога швейного производства. Ведь в каждой семье хотят иметь собственного профи швейного дела.

«Стараемся все самые важные вопросы бизнеса решать семьей, - признался один из волокских предпринимателей Дмитрий Артанов. - Ведь кругом полно конкуренции».

Чтобы не отстать от соседей, бизнесмены из с. Волока посещают показы мод в Киеве и Москве. Многие из них размещают объявления о продаже своего товара в Интернете. Недалек тот час, когда и свои сайты откроют. Говорят, сейчас в селе больше всего шьют свадебных платьев белых с красной или ярко-зеленой кромкой. Нынче это самый ходовой товар.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых