aif.ru counter
278

Карьерный рост и повышение зарплаты: что дает участие в оптимизации бизнеса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и факты в Украине 12/12/2013

Словосочетание «оптимизация бизнес-процессов» сейчас встречается в объявлениях о вакансиях, темах семинаров и тренингов, планах и концепциях многих компаний. Сложная формулировка, к которой украинский бизнес начал привыкать с начала 90-х, на самом деле просто означает, что работу компании нужно сделать максимально результативной, распределив задачи самым удобным для нее способом. Но за простой сутью всегда стоит сложная работа.

Лучше и проще

Любая компания производит товары и услуги. Тот путь, которым она движется для достижения результата, и является бизнес-процессом. В него входит вся производственная цепочка – от кадровой политики до технологии производства. Чем больше порядка в каждом подразделении, тем проще оптимизировать работу всей компании.

Каждый вид деятельности подразумевает наличие определенного алгоритма, формулы. Чем она проще, тем эффективнее работает компания. И, как показывает опыт бизнес-тренеров и менеджеров по оптимизации, поиски совершенного, идеального пути идут практически беспрерывно. Рынок – живой организм, любая компания обязана под него подстраиваться, а значит, у нее постоянно есть необходимость в совершенствовании. Просто проговорить вариант оптимизации на словах не имеет смысла. Его необходимо описать, увидеть оптимальную картину и понять, будет ли результат действенным. Казалось бы, все это – работа для стратегов и топ-менеджеров. Но на самом деле это не так. Оптимизация всегда подразумевает участие команды. В этом случае инициатива не наказуема. Ее могут только поощрить.

Не теряем шанс

Одна из особенностей оптимизации в том, что ее очень не любят рядовые сотрудники компании. Действительно, очень трудно согласно кивать головой, когда тебе говорят, что с сегодняшнего дня ты будешь выполнять другие задачи, использовать новые формы документов, направлять отчеты по непривычному пути или просто будешь работать больше. Полностью исключить этот сценарий невозможно, поскольку принципы работы всегда меняют «с хвоста». Так что процесс совершенствования в любом случае начинается с нижней ступени компании. Но у человека, который там находится, всегда есть преимущество.

Даже если работнику не дали возможность высказаться, он может сам обратиться с конструктивным предложением. Начальство выслушает. Скорее всего, учтет. Возможно, что очень важно, заметит рационализатора. Это прямая возможность получить прибавку к зарплате или повышение. Если принял участие то как минимум к моменту внедрения новых подходов будешь к ним готов, а, как максимум, получишь возможность для профессионального роста.

Понять и оценить

Прежде чем прослыть гуру в своем деле и осознать, во что выльется то или иное предложение, необходимо понять, в какой очередности происходит оптимизация. Со стороны может показаться, что начальство в один день решило все изменить. Но за этим решением всегда кроется несколько трудоемких процессов.

- Описание. Если компания выпускает продукт, значит, у нее уже есть проработанный процесс. Он может быть трудоемким, хаотичным, запутанным. Но он существует, и его нужно детально описать. Часть бизнес-тренеров считают, что это не самая важная часть оптимизации. Но именно она позволит понять участие в работе каждого человека в команде и, соответственно, оценить кадровый потенциал сотрудников. Если компания решается этим пунктом пренебречь, менеджерам необходимо будет изучить ситуацию на другом этапе.

- Идеальный результат. Пожалуй, на разработку этой части уходит меньше всего времени. Если руководитель не первый день работает в компании, он точно знает, в какой срок необходимо получить отличный результат, и понимает, сколько средств он готов на это потратить.

- Проектирование. Под идеальный продукт необходимо разработать и идеальный подход. Обойтись только кабинетным брейнстормингом тут не удастся, и разработчикам именно на этом этапе необходимо учесть все особенности действующей структуры. Поэтому каждое звено новой цепи проговаривают с участниками действующего процесса. Так что шанс проявить себя и занять нишу в процессе есть у многих сотрудников.

Стремление к идеалу

Как уже стало ясно, у рядового работника компании есть два пути принять оптимизацию процесса. Однажды, придя утром на работу, узнать, что с сегодняшнего дня все будет иначе. Другой вариант - знать и понимать, в чем именно он будет принимать участие. Но еще до того как руководство примет и утвердит новый вариант работы структуры, можно попытаться его предугадать. Как это будет, можно предполагать на примерах.

Оптимизация процессов – тренд последнего времени. В первую очередь эту стратегию применяют крупные, разветвленные структуры. Во что именно выльется такое намерение, зависит от целей. Если предприятие подстраивается под новую систему стандартизации, то может произойти смена или повышение квалификации кадров, появление новых подразделений (например, лабораторий), переоборудование промышленных мощностей, повышение требований к логистике. Когда компания делает ставку на кадровый потенциал, она может унифицировать работу всех профильных подразделений и подчинить ее единому центру. Учитывая особенности работы структуры, она может изменить географию и распределить обязанности между разными филиалами. Например, юридические услуги будет оказывать отдел в одном городе, а курировать логистику – другой.

Вариантов может быть масса. Так же, как и видов продукции. Но любому сотруднику стоит знать, что если предприятие выбрало вариант оптимизации для одного подразделения, то со временем это повлечет совершенствование и в других. Появится ли в связи с этим шанс выделиться – зависит уже от самого человека.

Этапы оптимизации

Контроль

Анализ:

  • Оценка последствий;
  • Изучение возможных несоответствий и их последствий.

Проектирование:

  • Оформление стратегии;
  • Проектирование бизнес-процессов;
  • Проектирование организационной структуры;
  • Разработка ТЗ и внедрение информационных систем.

Внедрение:

  • Формирование документации;
  • Доведение документации до сотрудников;

Данные компании Business studio

На контроле центра

Современные высокотехнологичные предприятия  в последние годы делают ставку на оптимизацию в управлении бизнесом. Благодаря этому внутри компаний появляются самостоятельные и динамичные структуры – бизнес-сервисцентры. О своем опыте формирования такого подразделения нам рассказали в компании «СанИнБев Украина».

Бизнес-сервисцентр предприятия работает в Харькове. Унифицированная структура собрала специалистов нескольких отраслей: финансов, логистики, закупок, работы с кадрами, планирования и оценки эффективности производства, информационного обслуживания клиентов, отчетности. Центр заработал пять лет назад, и его деятельность покрывает потребность филиалов компании в Центральной и Восточной Европе в профильных услугах. Также он обслуживает больше десяти заводов «СанИнБев» в России и Украине.

«Бизнес-сзервисцентр в Харькове играет чрезвычайно важную роль в развитии и достижении успеха бизнеса компании Anheuser-Busch InBev в Украине и России, – объясняет директор Бизнес-сервисцентра Маркус Девлин. – Мы имеем двойную миссию: с одной стороны, выступаем международным центром передового опыта, исполняя поддерживающие функции, такие, как финансы, логистика, обслуживание клиентов и работа с персоналом, с другой стороны - готовим высококвалифицированных профессионалов и будущих менеджеров, которые имеют потенциал для работы на должностях наивысшего уровня в Украине, России и во всем мире».

Унифицированная структура позволяет территориальным отделениям компании не содержать собственный штат кадровиков, бухгалтеров и юристов и пр. Эти услуги предоставляет БСЦ, в котором работают больше 600 человек.

Компания выбрала Харьков исходя из собственных интересов – удобные география и инфраструктура позволяют в сжатые сроки реагировать на запросы из других отделений. Кроме того, БСЦ компании «Сан ИнБев Украина» стал крупным работодателем для города. Но этот центр Восточной и Центральной Европы не единственный, который действует в транснациональной компании. Помимо БСЦ в Харькове лидер мирового пивоваренного рынка «Анхойзер-Буш Ин-Бев» основала еще восемь аналогичных подразделений по всему миру. В компании говорят, что подобная практика отнюдь не дань бизнес-моде, а производственная необходимость. Благодаря работе центров процесс стандартизации стал постоянным, и это позволяет компании непрерывно совершенствовать производство и улучшать путь конечного продукта к потребителю.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых