aif.ru counter
107

Задача по труду: Кабмин будет стимулировать создание рабочих мест

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты в Украине 11/04/2012 Сюжет Работа, работодатель, права

Метод пряника

Начнем с описания проблемы. По данным статистики, за период кризиса в Украине было сокращено около 2 млн рабочих мест. Пик безработицы пришелся на первую половину 2009 года - тогда количество официальных безработных составило 8,8% населения страны. В 2010 году эта цифра опустилась до 8,1%, в 2011 - до 7,9%. Прогнозы текущего года - снизить цифру до 7,5%. Правительство надеется сократить армию безработных почти на четверть по сравнению с 2009 годом. Напомним, речь идет о легальных цифрах. А легальные трудовые отношения - это первейшая проблема украинского рынка труда.

Чтобы добиться заметного эффекта в трудоустройстве граждан, правительство делает основную ставку на материальное стимулирование. Причем «пряник» ждет как частный сектор, так и региональное самоуправление.

Согласно концепции законопроекта о занятости, с которой можно познакомиться на сайте Минсоцполитики www.mlsp.gov.ua и на страничке «Фейсбука» вице-премьера Сергея Тигипко www.facebook.com/Tigipko, для стимулирования роста занятости, легализации и создания новых рабочих мест власть предполагает введение материальных компенсаций. Работодателей, создающих новые рабочие места с зарплатой не ниже трех минимальных, ждет 50%-ное снижение единого социального взноса. А местная власть сохранит 100% поступлений налога на доходы физлиц с новых рабочих мест в бюджете сел и райцентров.

- Мы предлагаем стимулы для работодателей в виде льгот по единому социальному взносу, а также стимулы для местных администраций для привлечения инвестиций. В результате будут создаваться рабочие места, которые не потребуют дополнительных ресурсов из бюджета, - объясняет эти шаги С. Тигипко.

В правительстве понимают, что больше всего в государственной поддержке нуждаются «уязвимые категории». К ним, например, относят молодежь без опыта работы, безработных старше 50 лет, инвалидов, одиноких родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Для стимуляции работодателей к большей благосклонности по отношению к этим соискателям проект закона предлагает 100%-ную компенсацию социального взноса за трудоустройство на вновь созданные рабочие места. Параллельно предполагается стимуляция студентов к стажировкам с открытием трудовых книжек и соответствующими записями о прохождении стажировки. Вице-премьер считает, что это поможет молодежи нарабатывать опыт и стаж, которые позволят найти постоянную работу после окончания вуза. Это можно рассматривать как инвестицию потенциального работника в свое будущее. В то же время правительство не оставляет планов о материальном стимулировании молодых специалистов, согласных работать в сельской местности. Для них будут предусмотрены «подъемные» - разовая выплата пяти минимальных зарплат.

Попутно правительство озабочено и повышением квалификации работников. Граждане старше 45 лет и имеющие стаж выше 15 лет смогут получить «ваучер» для оплаты ускоренного обучения новой профессии. Проф-образование безработных будет проводиться по заказу работодателей под конкретные рабочие места или для предоставления людям возможности открыть собственное дело.

Прорабатывая «контрольные точки», авторы не упустили и стратегическое значение этого документа. Законопроект содержит нормы, которые приблизят отечественную государственную политику в сфере занятости к европейским стандартам. Предполагается, например, что услуги кадровых агентств будет оплачивать работодатель, а не соискатель вакансии. А в объявлениях работодателям запретят указывать ограничения по возрасту и полу претендента на работу - как явные признаки дискриминации. Правда, не факт, что упразднение дискриминации из объявлений уберет ее из логики подбора кадров.

Точки приложения сил

В целом эксперты поддерживают инициативу исполнительной власти, но у каждого есть какие-то замечания и коррективы. Собственно, в этом нет никакой трагедии - документ и выносится на общественное обсуждение как раз для того, чтобы собрать в обработку конструктивные замечания профильных специалистов.

- Стратегия занятости населения должна основываться на принципе, что труд должен быть рентабельным как для работника, так и работодателя, а также отвечать интересам местной громады и общества в целом, - рассуждает зампредседателя Федерации профсоюзов Украины Сергей Кондрюк. - Пока что при существующем у нас уровне зарплаты для работника его труд убыточен. Большинство не может позволить себе содержать нетрудоспособных родных, оплачивать аренду жилья, а тем более откладывать деньги на его покупку и т.п. Поддерживая инициативы Кабмина, Федерация профсоюзов Украины делает акцент на том, что для преодоления проблем украинского рынка труда необходимо провести системные изменения через повышение платежеспособности внутреннего рынка, а значит, и самого работника как основного потребителя товаров и услуг, которые будет смысл производить и создавать, увеличивая количество рабочих мест.

- Рынок труда в Украине стихийный и саморегулирующийся, - уверен директор Центра исследований общественных процессов «Эксперт» Вячеслав КОВТУН. - Любые инициативы власти в законах потом перекручиваются так, чтобы не платить налоги. Например, принятые раньше стимуляторы для приема на работу лиц с ограниченными возможностями часто приводили к тому, что компании набирали себе для прикрытия таких сотрудников, а потом проворачивали какие-то сомнительные операции. Сейчас есть угроза эффективности предлагаемых правительством мер. Можно попробовать, но большого эффекта я бы не ждал.

В то же время эксперт верит в быстрое создание рабочих мест при правильной концентрации внимания власти.

- Мне кажется, для эффективности стимулирующих инструментов нужно развивать то, что развивается, - рассуждает В. Ковтун. - В первую очередь это сфера обслуживания и туризм. И внутренний, и внешний. Если освободить их от налогов, так же, как освободили строящиеся отели, мы увидим быстрый эффект - люди получат там работу.

Работодатели же пока не спешат с окончательными выводами по поводу эффективности предложенных инициатив:

- Нужно дождаться подзаконных актов, - рассуждает директор Департамента социальной политики Федерации работодателей Украины Юрий Кузовой. - Мы уже видели антикризисный закон в сфере занятости в начале 2009 года. Тогда, к сожалению, именно подзаконные акты и несвоевременность их принятия испортили возможный эффект от нововведений. На уровне идеи механизмы по компенсации социального взноса, стажировка для молодежи - интересные предложения. Но важно, чтобы при расписании процедуры реализации этого права не появились ограничения, которые сделают их недоступными. Надеюсь, что с этим законом такого не случится.

Эксперт считает, что в процессе дальнейшей разработки закона не должны вводиться ограничения, связанные с дополнительной отчетностью и процедурами, отягощающими реализацию права на создание новых рабочих мест с последующей компенсацией. Потому что это существенно снижает интерес к подобным механизмам.

- Безусловно, предложенные инициативы по освобождению предпринимателей от уплаты единого социального взноса, возможность стажировки молодежи без обязательного начисления зарплаты и сельские подъемные могут стать положительными новшествами отечественного законодательства, - уверена представитель «Союза объединений молодежи Украины» Анна Михальская. - Похоже, от фискально-репрессивного метода в политике трудоустройства мы переходим к либерализации этой сферы. Если сегодня трудовым законодательством работодатель отвечает собственными средствами за увольнение молодого специалиста, не проработавшего на первом рабочем месте трех лет, то по новому законопроекту в аналогичной ситуации работодатель только возвращает государству использованные льготы.

ПОД ЧЕРТОЙ

Общественное обсуждение законопроекта, по сути, только началось. Авторская группа будет учитывать поступающие экспертные замечания, ну а то, как будет работать закон в конечном итоге, все-таки зависит от граждан: готовы ли мы разделить с государством ответственность за занятость безработного соседа или будем методично «выкручивать» предложенные льготы только для своей выгоды.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых