aif.ru counter
2050

Будущее пенсионеров: что происходит с пенсионной системой и что изменится

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21-22. Аргументы и Факты в Украине 11/06/2020
Будущее пенсионеров: что происходит с пенсионной системой и что изменится
Будущее пенсионеров: что происходит с пенсионной системой и что изменится © / Фейсбук

Может ли наступить такой момент, когда нашим пенсионерам нечем будет платить пенсии? Как это ни печально, но – да. К этому можем прийти, если будем продолжать использовать солидарную пенсионную систему советского образца, ничего не меняя.

Ведь она предполагает, что пенсии выплачиваются из взносов работающих граждан, которых у нас с каждым годом становится все меньше, из-за чего нарушается тот хрупкий баланс, при котором они могут «содержать» своими взносами пенсионеров. Есть ли выход из этого «лабиринта»?

На отдых не спешите

В 2017 году было 16,5 млн работающих украинцев, а пенсионеров - 11,5 миллиона. Но сейчас уже пенсионеров - 11,3 млн, а официально трудоустроенных – 10,4 млн человек. Выходит, что три года назад одного пенсионера содержали 1,4 работающих гражданина, а сейчас один работающий обеспечивает больше одного пенсионера. С каждым годом эта диспропорция будет увеличиваться. Значит, недалек тот час, когда устаревшая солидарная пенсионная система окажется просто непригодной к применению. Да, собственно, уже сейчас она сильно хромает: ежегодно в Пенсионном фонде образовывается «дыра», составляющая примерно треть суммы, необходимой на выплату пенсий. В 2018 году ее заполнили 140 млрд грн из госбюджета, в 2019-м – 167 млрд грн, в 2020-м – 173 млрд грн.

Чтобы сдержать приближение краха солидарной пенсионной системы, внедрено скрытое повышение пенсионного возраста. То есть, начиная с 2021 года, и мужчины, и женщины в нашей стране смогут уходить на пенсию в 60 лет. Но с каждым годом все меньше граждан смогут воспользоваться этим правом, поскольку постепенно, вплоть до 2028 года, будет повышаться требование по стажу для выхода на заслуженный отдых, что фактически является скрытым повышением пенсионного возраста. Особенно если учесть то, что до 40% трудоспособного населения работает нелегально, взносы в Пенсионный фонд не платит и, соответственно, страховой стаж не идет.

Чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, в этом году необходим страховой стаж не меньше 27 лет, и с каждым годом он будет увеличиваться на год, вплоть до 35 лет стажа в 2028 году. Те, у кого стажа меньше, но он все же есть, на пенсию смогут уйти в 63. Для этого в текущем году надо иметь стаж от 17 до 27 лет, а с каждым последующим годом – на год больше, вплоть до от 25 до 35 лет в 2028 году.

Оформить пенсию в 65 лет смогут те, у кого в 2020-м будет стаж от 15 до 17 лет, с каждым годом – требования будут увеличиваться, до максимальных от 15 до 25 лет в 2028 году. Остальные, у кого нет требуемого стажа, могут надеяться только на так называемые «социальные пенсии». Их назначают после 65 лет тем, у кого нет других источников к существованию. Размер этой пенсии равен минимальному прожиточному уровню для нетрудоспособных граждан. Сейчас это 1638 грн, с 1 июля будет 1712 грн, а с 1 декабря – 1769 грн.

«Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения, согласно данным ООН. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими возрастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться», - заявила министр соцполитики Марина Лазебная.

И добавила, что разумной альтернативы введению второго уровня пенсионной системы, предполагающего старт накопительной пенсионной системы, - не существует. Поэтому правительство намерено как можно скорее приступить к введению новой пенсионной системы. Премьер-министр Денис Шмыгаль открыл планы Кабмина о том, что внедрение нового пенсионного уровня, возможно, произойдет уже с начала 2021 года.

Не оттягивать введение накопительной системы, похоже, настоятельно рекомендует МВФ, с которым наша страна тесно сотрудничает ради подписания новой кредитной программы. В первый день лета в Минсоцполитики провели встречу с миссией фонда, во время которой обсудили реформирование пенсионной системы. В частности, обсуждалась необходимость легализации занятости и детенизации зарплат для роста финансовой стабильности солидарной пенсионной системы, а также – введение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Интересно, что эксперт по пенсионным выплатам миссии МВФ Шаба Фехер обратил внимание на то, что кто-то пытается внушить общественности, будто бы МВФ выступает против введения накопительной пенсионной системы в Украине. И заявил, что это – неправда. Фонд поддерживает реформу, но ему нужна уверенность в том, что она будет эффективной и не свернется через некоторое время.

История с бородой

Необходимость введения новой для нас накопительной пенсионной системы признана давно. Это – история с историей. Начинается она с 2011 года, когда начали внедрять пенсионную реформу, приняв решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с ежегодным его увеличением на 6 месяцев, начиная с 1 октября 2011 года. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в следующем году уравняется до 60 лет.

Дальше на повестке дня, начиная с 2013 года, было введение накопительной пенсионной системы. Но из-за экономического кризиса этот шаг отложили до 2014 года. Из-за бурных изменений в стране, к реформированию пенсионной системы вернулись только в 2017 году. Какие этапы она предполагает?

Первый уровень – усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация, введены доплаты тем, кто старше 80 лет и т.д.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы стоим уже второй раз. В Минсоцполитики утверждают, что введение второго уровня реформы даст возможность:

  • разнообразить источники получения пенсии и обеспечить приемлемый ее уровень;
  • усилить зависимость размера пенсии конкретного человека от трудового его же трудового вклада;
  • унаследовать средства, которые в накопительном фонде после смерти пенсионера, его родственникам;
  • создать мощный источник инвестиционных ресурсов для роста национальной экономики.

Третий уровень – создание системы негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании дополнительных пенсионных накоплений.

Кто и как будет копить на пенсию?

Минсоцполитики обнародовало законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы». Документ предполагает введение накопительной профессиональной пенсионной системы для отдельных категорий граждан в возрасте до 35 лет и некоторых других категорий лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Страховые взносы, которые за участников новой пенсионной системы будут платить работодатели, будут поступать в негосударственные пенсионные фонды, которые выберут сами участники новой программы. Предполагается также, что к этим фондам будут предъявлены повышенные требования, и их будут тщательно контролировать. Главное, чтобы украинцы, многие из которых за последние 30 лет теряли свои банковские вклады и неоднократно становились жертвами разного рода мошенников, поверили, что их деньги не украдут. 

В том, что накопительную пенсионную систему нужно вводить, наверное, никто не сомневается.

«Недофинансированная сегодня система социального страхования увеличивает нагрузку на будущие поколения. Только около 40% людей трудоспособного возраста от 15 до 64 лет в Украине уплачивают взносы в солидарную пенсионную систему. Среди людей, которые заключили декларации с семейным врачом, есть много таких, кто никогда не платил взносы в Пенсионный фонд. Это свидетельствует о значительной доле нелегальной занятости. Мы в ближайшее время намерены ввести прозрачную систему накопительного пенсионного обеспечения, в первую очередь для молодежи, стимулировать официальную занятость, стремление людей получать «белые» зарплаты. Это одновременно увеличит финансовую состоятельность солидарной пенсионной системы», - считает Марина Лазебная.

Но не все поддерживают введение новой пенсионной реформы в том виде, в котором она предлагается, и уже с 2021 года. К примеру, исполнительный директор Федерации металлургов Украины Сергей Беленький считает, что сейчас для этого - очень низкий уровень ВВП на душу населения, очень высокий уровень теневой занятости, недостаточно инвестиционных инструментов, которые должны обеспечивать сохранность пенсионных накоплений, а также очень высокий уровень коррупции. Все это, по его словам, надо учитывать при принятии решений по модели работы накопительной системы.

В Федерации работодателей Украины тоже считают, что сначала надо увеличить ВВП, вывести бизнес из тени, побороть коррупцию, а потом уже вводить накопительную пенсионную систему.

«Следует заметить, что Международная организация труда (далее - МОТ), которая занимается проблемами повышения социальных стандартов по всему миру, последовательно выступает против введения второго уровня пенсионного обеспечения в Украине. В очередной раз МОТ это подтвердила в своем основательном исследовании «Будущее пенсионной системы Украины: адекватность, охват и устойчивость» в конце 2019 года. Ведущие эксперты считают, что создание пенсионной системы второго уровня не решит существующих проблем и трудностей, которые возникли перед государственной пенсионной системой в Украине. Напротив, в других странах системы второго уровня сталкиваются с теми же проблемами неформальности, уклонения от уплаты взносов и низкого уровня охвата. Разница заключается в том, что в частной системе последствия этих проблем полностью упадут на плечи плательщиков взносов (работников и работодателей), в то время как государственная пенсионная система содержит определенный перераспределительный механизм, который смягчает резкое влияние таких последствий, - заявили в пресс-службе федерации.

Точка зрения

Что спасет от девальвации?

Когда мы говорим о введении накопительной системы, то мы, конечно, говорим о будущем. Почему? Потому что на хорошую пенсию даже за 10 лет невозможно накопить. Поэтому в программу по внедрению накопительной системы будут вступать те, кто не старше 35 лет, а остальные – по желанию. За 30-35 лет можно приличную сумму накопить на свою пенсию. И после внедрения солидарной системы еще достаточно долго она будет сосуществовать с системой накопительной. Поэтому тот ЕСВ, который сегодня работодатель в размере 22% вносит в Пенсионный фонд за своего работника (эти деньги идут на выплаты пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе), будет частично идти в тот же государственный Пенсионный фонд, например, 20%, а 2% - в фонд ваших накоплений. Кроме того, не меньше 2% от своей зарплаты вы сами обязаны ежемесячно вносить на свой накопительный счет.

Пропорция, которую платит работодатель, будет со временем меняться: процент взноса в государственный фонд будет уменьшаться, а на  накопительный счет работника – увеличиваться, вплоть до 22%. Работодатель также сможет в качестве поощрения перечислять на счет работника больше 22% от его зарплаты, да и сам будущий пенсионер сможет вносить больше 2%. То есть, накопить себе на пенсию можно прилично. Но как сделать так, чтобы эти деньги не обесценились? Ведь речь идет о перспективе в 30 лет и больше.

Для этого, я считаю, надо принять валютную оговорку. Это значит, что 50% поступающих на накопление средств переводятся в иностранную валюту и инвестируются в государственные ценные бумаги таких стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%.  Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем.

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра

В тему

Трудовые книжки отменяют?

Кабмин одобрил законопроект, который переводит бумажные трудовые книжки в электронную форму.

«Фактически, мы идем по пути отказа от бумажных трудовых книжек. Мы определяем законодательные основания для автоматического назначения пенсий по возрасту, личный электронный кабинет лица на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины», - уточнили в Минсоцполитики.

Этот электронный документ позволит человеку самостоятельно выбирать автоматическое назначение или отсрочку выхода на пенсию, а также определить наиболее выгодный вариант для назначения пенсии, включая дату. В свою очередь, Пенсионный фонд автоматически будет информировать гражданина о наступлении права на назначение пенсии и ориентировочный ее размер.

В то же время, оригинал бумажной трудовой книжки будет передан на хранение работнику как официальный документ. В случае если он пожелает продолжить ее ведение, то работодатель будет обязан параллельно с электронным учетом внести в бумажную трудовую книжку записи о приеме на работу, переводе или увольнении.

Кошелек

С повышением!

В ближайшее время пенсионеров ждет еще два повышения пособий. Минимальные пенсии повысят еще дважды: с 1 июля и с 1 декабря. Основанием для повышений станет, как всегда в это время, увеличение прожиточного минимума.

Сейчас этот показатель, прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц, составляет 1638 грн. Таков же размер и минимальной пенсии. Но уже с 1 июля прожиточный минимум увеличится до 1712 грн. Соответственно, и минимальные пенсии вырастут на 74 грн. А с 1 декабря прожиточный минимум и минимальные пенсии вырастут до 1769 грн. – декабрьское повышение составит 57 грн.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых