aif.ru counter
21067

Ближе к деньгам. Как будут монетизировать льготы на проезд

Ближе к деньгам. Как будут монетизировать льготы на проезд
Ближе к деньгам. Как будут монетизировать льготы на проезд © / Скриншот

В Украине - очередная волна обсуждений изменения финансирования льготного проезда. Речь о монетизации – выдаче людям определенных категорий «живых» денег на проезд. Идея не новая. И каждый раз она вызывала возмущение и сопротивление. Есть ли шансы у нее на реализацию?

30 поездок «в одни руки»

Шумиха вокруг льготного проезда в городском транспорте с новой силой поднялась накануне обещанного на 1 ноября введения в столице электронного билета. Нововведение-то отложили, но в ходе подготовки к нему всплыла тема льготного проезда иногородних пассажиров. Это один из нерешенных вопросов, из-за которого отсрочили введение е-билета. Суть его в том, что для киевлян-льготников при электронной системе оплаты за проезд документом для учета была бы «Карточка киевлянина», а как бесплатно перевозить жителей других населенных пунктов? Как вариант, предлагалось сельским головам и мэрам городов, жители который массово ездят в столицу, заключать договоры со КГГА, и, соответственно, перечислять за перевозку граждан средства в столичную казну. Чуть позже более обсуждаемой стала тема монетизации льготы на проезд, то есть, выдачи льготникам денег на руки. Ведь это решает все вопросы – получи, распишись, и уже сам рассчитывайся за проезд. Но тут сами льготники – против. Если сейчас они могут ездить без ограничений во всех видах городского транспорта, частично и в маршрутках, если водители не находят повод для отказа, то с введением монетизации количество поездок станет фиксированным. В соцсетях даже стали писать о том, что льготников фактически хотят лишить льготы на бесплатный проезд. Льгота остается, но она уже не будет безразмерной, как сейчас.

«Кабинет Министров Украины дал старт монетизации льгот на проезд во всех видах общественного транспорта. Однако данная инициатива еще на стадии реализации. Что это даст украинцам? Вместо права на бесплатный проезд человек будет получать ежемесячно денежный эквивалент - 30 поездок по средней стоимости проезда в городском коммунальном транспорте. Для лиц, имеющих право на льготы по оплате проезда на междугородных маршрутах, размер выплат увеличивается на 20%. Для лиц с инвалидностью I и II групп, а также детей с инвалидностью, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях общего среднего и профессионального образования, размер выплаты удваивается», - объясняют в Главном территориальном управлении юстиции в г. Киеве.

Подразумевается, что льготники разных населенных пунктов будут получать разные суммы на свои 30 поездок, поскольку тарифы везде разные. Маршрутные перевозчики – только «за» такое решение, поскольку, как они подсчитали, из-за льготного проезда, который с трудом и не всегда полностью компенсируют им из бюджетных денег, они теряют около 1 млрд грн в год.

Штрафы для маршрутчиков

А местные власти не очень довольны предстоящим введением монетизации льгот на проезд. К примеру, мэр Чернигова Владислав Отрощенко заявил, что для монетизации проезда льготников городу потребуется «лишних» 100 млн грн. Ведь, по его словам, сейчас действует система компенсаций перевозчикам. Они возят пассажиров-льготников бесплатно, а их потери покрывает городской бюджет. Это обходится бюджету в 82,6 млн грн. Если введут монетизацию, эта сумма вырастет на 100 млн грн.

Но пока вопрос о монетизации льгот на проезд – в стадии решения. Возможно, его запустят с Нового 2020 года -  с новых бюджетов. Тем не менее, совсем недавно, в октябре, принят закон об увеличении штрафов за отказ в перевозке льготников. То есть, есть свежий документ, который не прямо, но косвенно как бы «говорит» о том, что с введением монетизации пока что торопиться не будут. Иначе зачем бы его принимали? Ведь при монетизации льготники сами будут рассчитывать за свой проезд, значит, у водителей не будет мотива для отказа перевозить их.

«Президент Украины Владимир Зеленский подписал Закон «О внесении изменений в статью 133-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности за безосновательный отказ в льготной перевозке отдельных категорий граждан, принятый парламентом 3 октября 2019» - сообщает пресс-служба главы государства.

Этот документ предусматривает, что такой штраф увеличился с 8–ми необлагаемых минимумов доходов граждан до 50-ти или со 136 грн до 850 грн.

«Документ направлен на уменьшение случаев безосновательного отказа в льготной перевозке граждан, восстановление социальной справедливости и снижение напряжения в обществе», - пояснили в Офисе президента.

С точки зрения здравого смысла монетизация льгот – правильный шаг. Но, как ни крути, - не популярный и не выгодный для власти. Что перевесит – здравый смысл или опасения за рейтинги?

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых