aif.ru counter
26.05.2011 08:02
31

Банк - клиент: финансисты «созрели» для диалога

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и факты в Украине 25/05/2011 Сюжет Банк

Финансовый всеобуч

Безостановочный рост проблемной задолженности в банках уже ни для кого не секрет. Подсев на «кредитную иглу» во времена расцвета кредитования, пол-Украины после кризиса волей или неволей оказалось с запятнанной кредитной репутацией.

По мнению большинства участников круглого стола, одной из причин этого стала наша финансовая неграмотность. Отправляясь за очередным кредитом, мало кто из потенциальных заемщиков задумывался, за счет каких средств придется возвращать долг. Когда финансовое состояние украинцев резко пошатнулось, выяснилось: свободных ресурсов для того, чтобы рассчитаться с банком, у людей попросту нет. Это вызвало неожиданную реакцию: вместо того чтобы идти и пытаться решить проблему совместно с кредитором, люди часто стремятся «залечь на дно».

- Люди не соотносили размеры взятых обязательств с собственными возможностями. Переоценили свои силы, - констатировал Андрей Игнатов, начальник управления операционных рисков Platinum Bank. - Нет элементарных навыков финансового планирования. Отсюда - рост проблемных долгов.

Кирилл Ципривус, гендиректор финансового агентства по сбору платежей ООО «ФАСП», приводит такую статистику: по данным НБУ и АУБ, на конец прошлого года объемы проблемной задолженности превысили 85 млрд грн. В то же время, по подсчетам «ФАСП», эта цифра может достигать 20 млрд долл. - это почти 14,5% показателя ВВП страны за 2010 год! Самыми проблемными, как ни странно, оказались отнюдь не «дорогие» и долгосрочные ипотечные или автокредиты - с наименьшей охотой люди возвращают минимальные гривневые займы, обеспеченные скромным залогом или необеспеченные вовсе.

- Клиент ставит платеж по такому кредиту в линейке своих обязательных платежей (коммунальных, транспортных и пр.) далеко в конец, - анализирует А. Игнатов. - Ситуация усложнилась тем, что многие из заемщиков потеряли стабильный источник дохода. Только те из банков, кто мог заранее просчитать подобный сценарий и еще до кризиса проводил работу с клиентами, остались с хорошим качеством кредитных портфелей и минимальным количеством проблемных долгов. Мы, например, спрогнозировали эту ситуацию, предлагали людям пролонгацию кредита и другие элементы реструктуризации. Сейчас финансовое состояние многих заемщиков выровнялось, они вновь начали стабильно обслуживать долги.

- Кризис стал пусть суровой, но необходимой школой жизни, - отметила Лариса Топка, зампредседателя правления АО «Еврогазбанк». - И для финансистов, и для клиентов. Банки стали предлагать клиентам гибкие условия. Наш банк, например, искал подходы к каждому клиенту, исходя из его ситуации. Это дало возможность и заемщикам удержаться на плаву, и банку сохранить хорошие активы. Сегодня банк очень аккуратно подходит к вопросу выдачи кредитов. Идеальным заемщиком можно считать того, кто имеет стабильную работу с перспективой роста и достаточно высокой официальной зарплатой. Важно, чтобы все трудоспособные родственники также работали. Желательно, чтобы у клиента были надежные активы.

 

Дело коллекторской чести

О том, сколько бед и неприятностей приносят коллекторские службы, рассказано немало. В Украине до сих пор нет законодательства, четко регламентирующего их работу. Поэтому коллекторы нередко действуют по принципу: что законом прямо не запрещено - то разрешено, считает Анатолий Соболевский, старший юрист Всеукраинской общественной организации «Защита прав потребителей финансовых услуг». Он советует: от коллектора никогда не стоит прятаться, но надо быть начеку.

- Надо сразу выяснить, о какой сумме долга и каких условиях идет речь, - говорит специалист. - Обязательно следует документально подтвердить те условия, которые вам предложат, тогда удастся избежать распространенной ситуации, когда по договоренности с коллекторской компанией человек погашает определенную сумму - якобы закрывая долг, - а затем к нему приходит иск от банка по полной сумме старого долга.

Представители коллекторских фирм сошлись во мнении: времена, когда коллекторы были чем-то сродни вышибал, отошли в прошлое. Сегодня они должны действовать только цивилизованно - сами кровно заинтересованы в этом.

- Коллектору неинтересно из-за чьей-то тысячи гривен лишиться бизнеса, - говорит Артем Кучин, исполнительный директор общественной организации «Ассоциация участников коллекторского бизнеса Украины». - Он так же дорожит своей репутацией, как и банк. Для коллектора главное - разыскать человека, наладить с ним контакт и предложить условия, которые позволят заемщику все-таки выплатить долг.

- По своей практике знаю: нет такого долга - большого или маленького, - который нельзя было бы вернуть, - подытожил Кирилл Ципривус.

 

Пятна на репутации

Что делать, если кризис вынудил вас попасть в перечень «плохих заемщиков», и есть ли шанс в будущем наладить диалог с банками? Антонина Паламарчук, председатель Первого всеукраинского бюро Кредитных историй, поясняет: подавляющее большинство кредитов, взятых украинцами на протяжении последних лет, фиксируется в базе того или иного бюро. Здесь есть место как положительным, так и негативным историям.

- После кризиса ценность такой информации существенно возросла, - рассказывает она. - Банки относятся к ней очень внимательно. Впрочем, не стоит отчаиваться, если у вас были проблемы с обслуживанием кредита. Конечно, они найдут свое отражение в бюро кредитных историй. Но если вы все-таки сумели погасить долг или стали обслуживать его своевременно, банк это учтет.

- Главное - желание человека погасить кредит, его платежное поведение, - подключается А. Игнатов. - Если банк видит, что клиент, пережив сложный период своей жизни, готов дальше сотрудничать, банк пойдет навстречу. Такой клиент не потерян для системы. Более того - он может быть более ценным, чем кто-то другой. Такой человек, однажды получив суровый урок, не будет безответственно брать деньги - он будет взвешенно подходить к получению нового кредита.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых