aif.ru counter
Анна ГОНЧАРЕНКО 37

Береги кошелек к Новому году

Все материалы сюжета Праздники

Как не разориться во время предпраздничных

КАК СЭКОНОМИТЬ?

Слышал, что за границей распродажи начинаются в определенный день, по приказу торговых ведомств. Кто у нас дает «добро» на проведение акций? Могут ли продавцы обманывать, и как это обнаружить?

Н. Лапин, Киев

«Сказочная» акция

Никто не обязывает продавцов проводить распродажи в четко оговоренные сроки. Но потребительский ажиотаж в предпраздничный период выше, и людей настораживает, если торговая точка акции не проводит. На самом деле причины для снижения цен у каждого свои, не факт, что делать скидки продавцу в канун праздника выгоднее, чем после него. Но в угоду покупателям накануне Нового года они проходят повсеместно, хотя эти скидки не всегда правдивы. Вот самые распространенные уловки:

- Указана скидка «до 70%», но цены снижаются на меньшую сумму. Формально обмана нет, поскольку любая скидка, будь то на 10% или на 20%, входит в промежуток «до 70%». Но рассчитывать на реальную экономию можно только в том случае, если вы перероете в поисках реальной 70% скидки весь магазин.

- Накануне акции магазин повышает цену, а потом сбрасывает ее до прежних показателей. То есть сначала цена взлетает на 40%, а потом идет акция «скидки до 50%». На самом деле вы можете не только ничего не сэкономить, но даже переплатить, если цену снизили только на 30%.

- Выдается ваучер со скидкой на следующую покупку. Это может быть как определенный процент, так и четко оговоренная сумма. Вот только часто мелким шрифтом идут оговорки. Например, чтобы получить скидку на 3% при следующей покупке, вы должны купить товар не дешевле 3 тыс. грн. Или же в качестве бонуса вам предложат самую дешевую и бесполезную вещь.

- На витрине идет реклама скидок, но на товарах не обозначено, насколько они подешевели. Покупатель может подумать, что от указанной суммы нужно отнимать процент, а на кассе ему пробивают полную стоимость.

Естественно, мнимые распродажи - не повод отказаться от покупки подарков. Главное - не потерять при этом голову. В целях экономии покупки лучше делать в уже привычных местах, там вы сможете сравнить обычные и акционные цены. Также выбирайте вещи действительно нужные, вне зависимости от того, украшены их ценники новогодними атрибутами или нет. Если обычно специали-сты советуют отправляться за покупками с уже готовым списком необходимого, то в случае с предпраздничными покупками ведите список уже выбранных товаров в самом магазине. На пути к кассе вы, возможно, откажетесь от некоторых. Не забывайте, что шопомания может быть заразной, так что за подарками и покупками на Новый год лучше не отправляться в часы пик (в будни после 18.00 и в выходные).

КАК ВЕРНУТЬ?

Во время распродажи купила себе нарядное платье. Когда пришла домой, увидела брак. Но в магазине отказываются принять его обратно. Имеют ли на это право?

 О. Яковченко, Днепропетровск

Распродажа в законе

Действительно, товар, купленный на распродаже, могут не принять обратно, но только в том случае, если в чеке или на бирке указано, что цена снижена именно из-за данного дефекта. Если же вы купили заведомо бракованную вещь, но дома обнаружили недостаток, о котором вас не предупредили, требуйте деньги обратно.

- То, что во время распродаж в торговых точках висят предупреждения о невозможности возврата, не более чем лукав-

ство, - уверяет юрист Мария Коваль. - По закону, в течение двух недель после совершения любой покупки вы можете вернуть товар, если он оказался ненадлежащего качества. Удовлетворить ваши требования должны немедленно. Время расчета, если покупатель не возражает, можно перенести, но деньги вам должны вернуть не позже, чем через 7 дней после обращения. Еще одна причина перенести расчет - экспертиза товара. Например, продавец решил убедиться в том, что вы не испортили купленную технику, не отпороли у платья подкладку или не перешили пуговицы. Однако экспертиза должна пройти в ближайшие 14 дней с момента обращения покупателя.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ?

Два дня подряд заходила в магазин одежды, где происходит распродажа. В первый день мне сказали, что от суммы, указанной на ценнике, нужно отнять указанную скидку (30%). На следующий день мне сказали, что цена указана уже с учетом скидки. Должны ли продавцы указывать обе цены: старую и акционную?

А. Прокопчук, Киев

Ценам закон не писан

Как объяснил нам замначальника Главного управления по вопросам защиты прав потребителей Киева Сергей Дроботун, обе цены на ярлыке не должны фигурировать в обязательном порядке. Такие требования к продавцам наше законодательство не выдвигает. Так что, какую именно цифру указывать, решать самому продавцу, поскольку законом Украины «О защите прав потребителей» механизм скидок не прописан.

Зато покупателей в обязательном порядке должны проинформировать о размере скидок и датах проведения акции. Информация об этом должна быть доступна потребителям. Все данные должны располагаться либо в «Уголке потребителя», либо на витрине.

КАК ПОЖАЛОВАТЬСЯ

В одном магазине мне не давали делать запись в Книге жалоб, требовали паспорт. Скажите, имеют ли продавцы на это право?    

А. Павленко, Киев

Пишите книгу

Никаких препятствий при желании покупателя сделать запись в Книге отзывов и предложений быть не может.

- Если вы сделали запись в Книге, на нее должен отреагировать руководитель предприятия розничной торговли, - объясняет юрист Михаил Юмашев. - О самой жалобе не позднее следующего дня после записи ему должен сообщить работник, действия которого и вызвали нарекания. В течение недели запись должны рассмотреть, разобраться в проблеме, а информацию о результатах внести в Книгу отзывов и предложений на обратной стороне самого заявления. Когда вы делаете запись, оставьте свои координаты в Книге. По указанному адресу руководитель должен будет выслать письменный ответ о результатах работы. Иногда проверка занимает более длительное время, но не больше 15 дней.

Смотрите также: