aif.ru counter
34

Власти хотят заполнить СМИ своей рекламой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты в Украине 24/11/2010 Сюжет СМИ

Государственный продукт

В нынешней версии законопроекта немало неточностей и спорных моментов. Более того - появились новые, способные радикально изменить, а то и перечеркнуть работу многих СМИ.

По мнению Марины Волынец, правового эксперта компании «Сократ-консульт», особо настораживает та часть законопроекта, где речь идет об обязательном размещении социальной рекламы. Все без исключения СМИ - как государственные, так и частные - должны будут безвозмездно выделять для этого не менее 5% своих площадей.

- Если закон появится в нынешнем виде, он сыграет злую шутку со СМИ, - считает М. Волынец. - И вот почему. Социальная реклама - продукт государственный. Она представляет общественные и государственные интересы, работает на максимально широкий круг аудитории и преследует цели государственного уровня. Стало быть, государство обязано нести ответственность не только за ее содержание и исполнение, но и за то, где, как и на каких условиях эта реклама размещается. Обязательное ее размещение в коммерческих изданиях справедливо лишь в том случае, если государство готово компенсировать СМИ расходы от потери площадей. В противном случае это примитивное «использование положения», когда государство пытается за счет своих граждан решать собственные задачи. Так благое, на первый взгляд, дело может вылиться в немалые убытки - как материальные (для издателей), так и моральные (для всех нас).

Сухой паек для прессы

Что же ждет среднестатистического украинца, если упомянутая норма закона будет принята? Газеты и журналы, посаженные на «сухой паек», вынуждены будут выживать. А это значит - о качественных материалах во многих из них придется забыть. Профессиональная, объективная, а главное, независимая пресса не может выжить только за счет тиражей. Серьезные расследования, глубокая аналитика, которых ждет читатель, требуют от издательств вложений. Одним из главных источников средств к существованию СМИ многие годы выступает реклама. В период кризиса рекламный рынок заметно «просел», издания вынуждены были оптимизировать расходы, и это тут же ощутили читатели. Теперь каждый процент «потерянной» рекламной площади для газеты или журнала может оказаться роковым.

- С кризисом многие газеты и журналы лишились значительной части своего тиража. Издатели оказались между молотом и наковальней, - говорит Александр Хомайко, эксперт рекламного рынка СМИ. - Услуги печати поднимаются в цене - в то же время рынок рекламы постоянно сужается (не так давно с него ушел, например, очень ощутимый сегмент - алкогольный). Откуда изданиям черпать средства? Тут два выхода: или уходить в нишу, выделенную той или иной политической силой, и, оставаясь формально независимыми, фактически озвучивать четко установленные идеи. Или - проститься с профессионалами, снизить уровень до примитивного. Надо ли говорить, что 5% площади, которые, в случае вступления в силу закона в его нынешнем виде, придется «подарить» государству, - это серьезный удар по бюджету издателей. Что в итоге? Кто-то обанкротится и уйдет с рынка, кто-то станет тусклым и неинтересным, кто-то превратится в политический рупор своего владельца. Пострадает же в результате один и тот же - потребитель, которого в очередной раз попытаются лишить доступа к объективной и своевременной информации. Чего - хочется верить - государство совсем не желает. В конце концов навязывать социальную рекламу в обязательно-принудительном формате попросту неэтично.

УАИПП обратилась к министру юстиции с просьбой устранить неточности и возможные ошибки в законопроекте, прежде чем парламент даст ему дорогу в жизнь. Сами законодатели относятся к документу неоднозначно. В парламентском комитете по вопросам свободы слова и информации пока не готовы дать ему оценку - равно как и спрогнозировать, когда закон увидит свет и в судьбу каких СМИ он внесет разительные перемены.

КСТАТИ

Что такое социальная реклама в Украине? В памяти сразу всплывают пошловато-примитивное: «Кохаймося!», надрывно-тоскливое: «Мамо, чому я помер?», размещенное почему-то рядом с поздравительным: «С днем рождения, Виталик!». А чего стоят призывы подарить детям-сиротам новую семью (это при наших-то диких бюрократических препонах, почти не оставляющих шанса тем, кто на самом деле готов усыновить сироту!). Эксперты-психологи отмечают: реклама такого уровня не может достичь своей цели, задеть глубинные струны души, она подсознательно вызывает недоверие и раздражение.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых