aif.ru counter
198

Складчина наизнанку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ в Украине 10/02/2010

Обратился в компанию, которая предлагает приобрести автомобиль в рассрочку. Условия привлекательные - чуть больше 4% годовых. С одной стороны, вроде все цивилизованно: фирма - на территории автосалона, дают официальный договор, ежемесячные платежи необременительны, первоначальный тоже вполне посилен, проводятся официальные аукционы среди участников группы, не требуется много документов (не так, как в банке). С другой - договор почему-то не дают с собой на руки, пока не подпишешь, реальная стоимость автомобиля остается неясной, наконец, не понятно, можно ли погашать ссуду наперед или нужно платить все 7-8 лет. Стоит ли с этим связываться? Или это мошенничество?

О. Владимиров, Киев

Как свидетельствует наша читательская почта, вместо обещанных менеджерами 1-3 месяцев, в течение которых якобы можно будет забрать из салона авто, люди ждут покупку годами.

- Система покупки товаров в складчину известна за рубежом довольно давно, в Украине - больше 11 лет, - рассказывает финансовый эксперт Киевского консультационного агентства «Твой банкир» Людмила Шевелева. - Ее суть: люди, заинтересованные в одной и той же покупке (например, машины или квартиры), но не имеющие в собственном бюджете необходимой суммы, собираются в группу и в складчину совершают покупку для кого-то одного. Например, для того, кто внес больше всего денег. Оставшаяся сумма «перетекает» на следующий месяц, когда участники группы вносят очередные платежи. Машина покупается для еще одного участника. И так до тех пор, пока необходимый товар не приобретут все партнеры по группе. При этом нужно таким образом рассчитать размеры платежей, чтобы ежемесячной суммы хватало, например, на одну покупку и на отложенный запас с учетом тех, кто выбывает. Если количество участников невелико или они не могут делать большие взносы, график платежей растягивается на годы - как для тех, кто еще ждет своей очереди, так и для счастливых обладателей дорогой покупки, которые, тем не менее, еще не погасили всю ее стоимость. В течение всех этих лет кто-то из участников вынужден ждать своей очереди.

Украинские компании привлекают довольно большое число участников в группы – от 160 до 240 человек. При этом ежемесячные платежи, например, для покупки автомобиля невелики - как правило, несколько сотен гривен. График платежей составляется на 7-8 лет. Именно к такому ожиданию нужно быть готовому человеку, решившемуся на этот способ покупки. Шанс приобрести товар раньше есть лишь у тех, кто попал в активную группу, большинство членов которой готовы платить больше установленной суммы, внес крупный первоначальный взнос и может ежемесячно много платить (например, 20-30% от предполагаемой стоимости автомобиля или квартиры). Но зачем в таком случае обращаться к посреднику? Вы легко можете накопить необходимые средства самостоятельно.

ПОД ЧЕРТОЙ

Система покупки товаров в группах получила распространение в конце прошлого столетия, когда банковские кредиты были недоступны. Сегодня она переживает ренессанс. Людей привлекает то, что можно включиться в систему, не предоставляя большого объема документов, как этого требуют банки. С последними многие украинцы стремятся не связываться, «обжегшись» на кризисе. Множится число тех, кто поневоле попал в «черные списки» неблагонадежных заемщиков. Однако сотрудники компаний-администраторов, привлекающих деньги украинцев для покупок в группах, не предупреждают людей о том, что в долгожданный момент получения автомобиля придется в течение нескольких дней предоставить не только справку о доходах, но нескольких поручителей, чья платежеспособность не вызывает сомнений. Не успели - машина передается другому.

- Очевидное нарушение, допускаемое такими компаниями: массовое сокрытие их сотрудниками на переговорах полной и достоверной информации об услуге и ее стоимости, иными словами - обман, - говорит юрист Владимир Пономарь. - Это можно было бы классифицировать как мошенничество. Однако безупречно составленные договора, малопонятные непосвященному в юридические тонкости человеку, со всех сторон защищают интересы компании и подчас не оставляют клиентам никаких шансов даже в судах.

Как и за что придется платить?

Посреднические услуги фирмы обходятся дорого и могут добавить к стоимости автомобиля или квартиры до 70%, разъяснили нам эксперты.

Рассмотрим на примере приобретения автомобиля.

● Вступительный взнос - 3% от стоимости автомобиля (как правило, не возвращается при досрочном расторжении договора и не входит в конечную стоимость автомобиля). Внимание: в эту сумму не входит НДС.

● Оплата за право получения автомобиля (вносится в момент, когда подходит очередь на получение) - 3-5% (в ряде случаев - без учета НДС) от стоимости автомобиля (в конечную стоимость не входит).

● Ежемесячные административные расходы (без НДС). Внимание: даже при условии досрочного расчета за покупку, административные платежи вам все равно предстоит выплачивать весь оговоренный в договоре срок, в результате к концу срока «набежит» немалая сумма, эквивалентная подчас 40% от рыночной стоимости автомобиля.

● Страховка машины.

● «Плавающие» ежемесячные взносы. Компании, как правило, не фиксируют сумму автомобиля (квартиры), который предстоит купить (из-за непредсказуемости ценовой политики на рынке). Платежи могут расти вместе с ценой автомобиля. Причем даже тогда, когда вы уже приобрели машину по определенной цене, но еще обязаны платить по графику. Мотив: в противном случае остальные участники группы не смогут приобрести машины по более высокой цене.

Светлана ГОЛЛАНДС

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых