aif.ru counter
43

Режим активного подъема

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. АиФ в Украине 13/01/2010

Потери. Кино в минусе

СЕГОДНЯ Одесса - колыбель отечественной киноиндустрии - уже не кинематографическая столица Украины. Фильмов здесь практически не снимают. Причина до боли знакомая - нет средств. Складывается впечатление, что ни государству, ни крупному капиталу качественное украинское кино попросту не нужно.

На первый взгляд, это кажется странным: 46-миллионный народ лишен возможности делать собственное кино. Украинские актеры, режиссеры, менеджеры вынуждены ехать на заработки в Россию. Наши вузы работают на киноиндустрию северного соседа. Что происходит, почему все так безнадежно? Чего не хватает - талантов, чьего-то желания? Или - просто денег? А как же тогда делались фильмы в годы Великой Отечественной войны - с минимумом декораций, за копейки? И получались, кстати сказать, шедевры, вошедшие в мировую киноклассику.

Сегодня, чтобы свести концы с концами, Одесская киностудия сдает свои павильоны в аренду российским продакшн-студиям. Россиян привлекают богатство натуральных пейзажей в окрестностях и - низкая себестоимость производства. Например, чтобы снять в Украине телефильм, требуется около 250 тысяч долларов, кинофильм - от миллиона долларов. «Мыльный» сериал обойдется «всего» в 25-30 тысяч все тех же долларов за часовую серию.

В России же все это производство ровно вдвое дороже.

- Украина уже потеряла собственный кинорынок. И в прокате, и на телевидении присутствие фильмов собственного производства измеряется долями процента. На глобальном уровне такая ситуация опасна. В первую очередь тем, что украинское общество вынуждено жить не в своем культурно-информационном пространстве - оно становится потребителем теле- и кинопродукции России, США и других стран, - высказал свое мнение Сергей Тигипко в беседе с творческим коллективом студии. - Складывается впечатление, что государству безразлична судьба киноотрасли. Государственный заказ на отечественное кино давно не носит системного характера. В госбюджете прошлого года на нужды отечественного кинопроизводства было предусмотрено всего около 5 миллионов гривен (меньше 1 млн долл. - Ред.). Тогда как в соседней России, где прекрасно понимают важность развития этой индустрии, в этом году планируют потратить 280 миллионов долларов.

КСТАТИ

В 2009 году в украинских кинотеатрах ощутимо упали кассовые сборы. По некоторым оценкам, падение составило 40-60%. Это при том, что до кризиса было все не так уж плохо: рынок рос в год в среднем на треть. Правда, украинские фильмы в общей массе проката занимали скромную долю в 7-10%. Сегодня - и того меньше.

На доходах прокатчиков отразилась девальвация гривни, считают наблюдатели рынка, - основная часть картин закупается как в Украине, так и за рубежом в долларовом эквиваленте. Кроме того, из-за финансового кризиса украинцы стали реже посещать кинотеатры.

Как спасти кино?

Решение от Сергея Тигипко


ПО МНЕНИЮ Сергея Леонидовича, если Украина стремится стать сильным государством, она не имеет права не думать о будущем кинематографа.

Сегодня стране необходима комплексная концепция развития кинопроизводства. Без нее никакое - даже самое щедрое - финансирование не поможет сохранить национальный кинематограф.

- Следует определить объемы госзаказа на кинопроизводство хотя бы на среднесрочную перспективу (три-пять лет), разработать механизмы стимулирования прокатчиков отечественных фильмов, - считает известный политик и финансист. - К слову, должен заметить: обязательное требование украинского дубляжа в восточных и южных регионах страны зачастую отталкивает зрителя от посещения кинотеатров. Отсюда - колоссальные убытки от проката. Не выдержав потерь, кинотеатры закрываются, «перепрофилируются» в коммерческие организации, выставочные и торговые залы. В регионах с преобладанием русскоязычного населения целесообразно обойтись титрованием, как поступают, скажем, во вполне демократичной Чехии. Украинскому кино нужно развитие собственного производства, а не насильственная украинизация проката.

ИЗ ИСТОРИИ

Для местных и приезжих киноманов Одесская киностудия была своеобразной Меккой. У центрального входа отечественной «фабрики грез» можно было запросто столкнуться с Михаилом Боярским, покурить с Владимиром Высоцким и выпросить автограф у Олега Даля.

Осматривая ее павильоны, диву даешься - сколько же замечательных фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного кино, снято здесь. В лучшие годы здесь снималось до 20 фильмов в год.

- Первый киноаппарат появился в Одессе в 1908 году. А уже через пару лет в городе работало шесть киностудий, - рассказывает известный режиссер, автор «Секретного фарватера» и «Квартета Гварнери» Вадим Костроменко. - Тогда же одному из местных предпринимателей и пришла в голову идея выстроить на Французском бульваре целый съемочный комплекс. Так и родилась наша Одесская киностудия.

Приобретения. Благородный вклад

ПОМИМО киностудии в Одессе Сергей Тигипко посетил и местный детдом «Жемчужина». От воспитанников этого заведения отказались однажды собственные родители, поэтому за дело взялись энтузиасты.

- Большинство наших малышей лишилось семьи, даже не успев научиться говорить, - призналась директор Светлана Петрова.

Глядя на них, аккуратно одетых, веселых и беззаботных, с трудом верится, что четыре года назад они попали сюда изможденные, голодные, запуганные.

«Жемчужина» - уникальный детдом. Прежде всего тем, что существует исключительно на средства спонсоров - неравнодушных к детским бедам одесситов. И таких людей, судя по его внешнему виду и внутреннему убранству заведения, в Южной Пальмире немало.

- Проект выбирали долго - открыл секрет один из организаторов этого необычного детдома. - В итоге решили построить здание в форме креста Богородицы. Теперь сами видите, какая красота получилась. А главное - дети чувствуют себя как дома.

«Жемчужина» действительно поражает не только детское, но и взрослое воображение. Просторный холл, стеклянные полы между этажами, бассейн, зал, которому позавидовала бы любая спортивная школа, на стенах картины именитых одесских художников.

- Но поразительнее всего - счастливые детские глаза. Именно счастливые! - заметил Сергей Тигипко. - Хочется от души поблагодарить и меценатов и воспитателей за их человеческий подвиг. Другое слово подобрать трудно, потому что вернуть ребенку радость детства непросто. Это колоссальный труд души.

Но какой бы уютной ни была «Жемчужина», какими бы профессионалами ни слыли ее педагоги и психологи, что бы ни дарили спонсоры, детишкам все равно не хватает главного - семьи.

Известный политик и отец четверых детей прекрасно осознает это как никто другой.

Как «поднять» семью?

Решение от Сергея Тигипко

- СЕГОДНЯ в Украине официально зарегистрировано более 100 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, - озвучил печальную статистику политик. - Интернаты и детские дома переполнены, а их материальная поддержка со стороны государства оставляет желать лучшего. В то же время не может не радовать тот факт, что за последние несколько лет у украинцев кардинально изменилось восприятие проблемы сиротства, восстанавливается положительный имидж крепкой семьи, соотечественники стали охотно усыновлять детей-сирот.

По его словам, государство обязано содействовать этому процессу. А для этого необходимы:

● усовершенствование законодательной базы усыновления;

● комплексная программа поддержки детдомов семейного типа;

● возвращение престижа основных семейных ценностей в обществе.

И - еще целый пакет больших и малых государственных мер, которые дадут тысячам «гаврошей» шанс обрести новых заботливых родителей.

- И тогда Украине не придется строить новые детские дома, пусть даже такие замечательные, как «Жемчужина». Заботу о сиротах возьмут на себя семьи, - резюмировал Сергей Тигипко.

Подготовил Максим ФИЛИМОНОВ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых