aif.ru counter
24

АЗС: новый передел?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Украине 09/12/2009

Демпинг без правил

- В самом разгаре передел сфер влияния, - рассказал Геннадий Рябцев, замдиректора НТЦ «Психея». - Сейчас, накануне «мертвого сезона» (а он традиционно наступает в декабре и длится до февраля), крупные игроки откровенно демпингуют, стремясь вытеснить конкурентов. Они могут себе это позволить.

Во-первых, они имеют возможность закупать сырье - украинскую нефть - на аукционах значительно дешевле, чем другие игроки рынка, которые не имеют на эти аукционы свободного доступа. Во-вторых, у них работает схема оптимизации налогообложения.

«Присадки» и убытки

КАК разъяснили нам эксперты, упомянутая схема довольно проста. Дешевая нефть отправляется на подконтрольные мегаигрокам НПЗ, откуда после переработки отгружается как «компоненты автомобильного топлива» или нестандартный (некондиционный) бензин. Он поступает на нефтебазы и АЗС - и загадочным образом превращается в привычный А-92 и А-95.

- Компоненты автомобильного топлива сами по себе - это целая линейка составляющих бензина, которая у автомобилистов именуется «присадками », - рассказал нам эксперт топливного рынка Владислав Гаврош. - Они предупреждают коррозию металла двигателя, возможность детонации и пр. Если в нетоварный бензин не добавить какуюто «присадку», его вполне можно отнести к «компонентам». А уже на нефтебазах можно довести топливо до полной «комплектации», обогатив его недостающим компонентом. И вот вам, пожалуйста - товарный бензин.

Какая выгода от этих манипуляций? Акцизный сбор с реализации компонентов автомобильного топлива - 20 евро за тонну. В то же время за реализацию качественного товарного бензина пришлось бы раскошелиться на 110 евро за тонну.

- В результате такие компании могут безболезненно для своей экономики снизить стоимость конечного продукта - бензина на заправках - на 80 копеек за 1 литр, - разъясняет Геннадий Рябцев.

У других же игроков всего этого нет, поясняет эксперт. Однако чтобы не терять объемов продаж, они вынуждены вслед за мегаигроками снижать цены. В результате - несут большие убытки.

- Отпускная цена на дизтопливо на одном из заводов в пересчете составляет 6 грн/л. Его еще надо привезти и заложить эксплуатационные и прочие затраты станции. В то же время на ценниках демпингующих заправок значится цифра - 5 грн 70 коп., - рассказал журналистам директор одной из сетей АЗС.

Несет убытки и государство. По подсчетам аналитиков Консалтинговой группы «А-95», из-за заниженного акциза за три последних месяца прямые потери госбюджета составили больше 110 млн грн.

Кто-то должен уйти?

- СУДЯ по всему, часть компаний вынуждена будет уйти с «поля боя», - делает выводы Г. Рябцев. - Примечательно, что найти управу на тех, кто ведет игру по своим правилам, вряд ли сможет даже государство. Резкое снижение цен они легко могут оправдать антикризисными мероприятиями, организовываемыми для народа.

- Мы наблюдаем картину сходную с той, что уже была в 90-е, - рассказывает В. Гаврош. - Тогда в результате передела рынка из почти сотни операторов «остались в живых» чуть больше десятка. Сегодня вполне вероятен такой сценарий: уцелеют буквально несколько игроков.

Что же на практике получает потребитель? На первом этапе - приятное снижение цен на горючее. Правда, при этом не следует забывать, что рынок насыщается топливом с «несколько заниженными потребительскими характеристиками», предупреждают эксперты Киевского института потребительских экспертиз. Однако едва ли тренд сохранится надолго. Временно или навсегда могут закрыться больше половины заправок по всей стране. А если в новом сезоне на рынке закрепится монополист, цены вряд ли окажутся демократичными.

Светлана ГОЛЛАНДС

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых