aif.ru counter
26

Бюджет раздора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ в Украине 21/01/2009

Реалистичны ли показатели?

НОВЫЙ бюджет рассчитан, исходя из роста ВВП 0,4% и инфляции 9,5%. Конечно, инфляция, скорее всего, будет выше запланированного показателя. Резко сократить ее сразу в два раза довольно тяжело. И все же, есть все шансы сделать ее в 2009 г. ниже, чем она была в 2008-ом. Во-первых, за счет тенденции снижения цен на топливо. В 2008 г. впервые за последние семь лет цены на бензин в конце года были ниже, чем в начале. Во-вторых, к концу 2008 г. инфляцию стимулировали два фактора: снижение валютного курса гривни и повышение жилищно-коммунальных тарифов (прежде всего, на отопление). Зато продукты питания (а на питание украинцы тратят до 55% семейного бюджета) перестали быть главным мотором инфляции. Добавим к этому еще и вполне приличный урожай - 50,2 млн. тонн (рекорд с 1992 г.). В-третьих, цены производителей постепенно снижаются из-за мирового кризиса. Это может затормозить и потребительские цены.

Главную угрозу уровню инфляции по-прежнему составляет курс гривни. И здесь главное, чтобы Нацбанк использовал золотовалютные резервы не на слив определенным банкам, а на удержание курса и оплату критического импорта (прежде всего, газа). Вторая угроза - цена на газ для Украины. Ее изменения несомненно придется зафиксировать и в бюджетном документе.

Кроме того, существует вероятность снижения ВВП. А на показателях ВВП и инфляции «завязаны» и доходы госбюджета. Планы по большинству базовых налогов, идущих в госбюджет, уменьшены. Правда, в реалистичности некоторых даже уменьшенных показателей приходится сомневаться. К примеру, доходы от НДС с импорта будут, скорее всего, ниже, поскольку после падения курса гривни импорт в Украину начал существенно сокращаться.

Споры о реалистичности госбюджета достигли пика после праздников, когда стало известно, что за первые 10 дней января было собрано всего 10% от месячного плана. В то же время не стоит забывать, что первую неделю нового года вся страна отдыхала, а потому налоговые платежи пошли лишь с 8 января.

Кстати, некоторые изменения в налоговой системе только готовятся. В частности, принят в первом чтении законопроект, который ликвидирует 4 государственных и 10 местных налогов и сборов. В частности, в историю должны кануть экзотические, но мало эффективные сборы на собак, на ипподромы, на телевизионную и киносъемку. После довольно «горячего» обсуждения с предпринимателями правительство согласилось уменьшить и рыночный сбор. Теперь его минимальная ставка планируется на уровне 18 коп. с 1 кв. м. торговой площади в день. Все эти изменения также потребуют внесения поправок в бюджет.

Прожиточный ли у нас минимум?

ОФИЦИАЛЬНЫЙ прожиточный минимум в стране пока заморожен на уровне декабря 2008 г. - т. е. 626 грн. (базовый) и 669 грн. (для трудоспособных). Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что прожить месяц на такие средства сегодня невозможно. С другой стороны, увеличение минимума повлечет за собой резкий рост расходов на социальные выплаты, а для госбюджета это может стать катастрофой, учитывая, что его дефицит составляет 31,1 млрд. грн. И это не считая «дыры» в Пенсионном фонде, который также частично кормится за счет госбюджета.

Отложен и рост минимальной зарплаты (сейчас - 605 грн.), которая по предыдущим планам должна была с нового года догнать прожиточный минимум. Правда, в самом госбюджете правительство пообещало: если будет возможность, в мае минимальная зарплата и прожиточный минимум дополнительно увеличатся.

Контролировать ли аппетиты банков?

ЕЩЕ один скандал, который уже возник вокруг госбюджета и который может привести к пересмотру документа, -это норма о том, что Нацбанк обязан согласовывать с Кабми-ном объемы так называемого «рефинансирования» (денежной поддержки) отдельных коммерческих банков. Конечно, данная норма госбюджета не совсем соотносится с Законом «О Национальном банке Украины» и, по большому счету, является вмешательством правительства в дела НБУ Но, с другой стороны, Нацбанк пока не сумел четко ответить на обвинения Временной следственной комиссии парламента в том, что большая часть рефинансирования шла в пользу двух-трех избранных банков.

Сергей МИШУТИН

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых