aif.ru counter
41

Компенсация за капитуляцию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ в Украине 12/09/2007

КАК ПОЛУЧИТЬ?

Авиакомпании Украины иногда работают отвратительно - особенно это касается чартерных рейсов. Платишь деньги, затем несколько часов ждешь самолет, а когда в него наконец-то садишься, в лучшем случае слышишь вялое извинение и получаешь «советский» сервис. Говорят, в Европе, если самолет задерживается, перед пассажирами расшаркиваются, выплачивают им компенсации за потерянное время. Правда ли это? А на что можно рассчитывать, если имеешь дело с украинскими авиакомпаниями?

Е. Мищенко, Киев


Цена полета

- В Европе действует правило: если рейс отложен больше чем на пять часов, пассажир имеет полное право отказаться от полета и потребовать возврата полной стоимости билета. И авиакомпания обязана выполнить его требования в течение семи дней, - объясняет Янис Ванагс, вице-президент по корпоративным коммуникациям авиа-компании airBaltic. - Еще в 2004 году в Страсбурге был принят Регламент Европарламента и Совета ЕС об общих правилах компенсации и помощи пассажирам в случае непопадания на рейс, его отмены или длительной задержки.

Существует четкий список доставленных клиентам неудобств, за которые им полагается компенсация, в том числе и денежная. Задержка рейса - одна из самых распространенных проблем. Если она произошла по вине авиаперевозчика, а не из-за форс-мажорных обстоятельств, пассажиры вправе бесплатно получить дополнительные услуги, которые скрасят им время ожидания: освежающие напитки и еду, возможность бесплатно сделать два телефонных звонка, отправить сообщение по факсу или электронной почте. Если вылет может состояться только на следующий день, то авиакомпания обеспечивает размещение в отеле, а также транспорт до отеля и обратно.

Эти и многие другие правила распространяются на пассажиров, вылетающих из аэропортов государств-членов ЕС. А также на лиц, отправляющихся из других стран в аэропорты ЕС (при условии, что перевозку осуществляет авиакомпания государства-члена ЕС). Правда, как показывает практика, авиа-перевозчики не всегда выполняют требования регламента и не спешат информировать пассажиров об их правах. Особенно часто это ощущают пассажиры из стран Восточной Европы, в частности, из Украины. Европейцы привыкли к нашей неприхотливости и потому не торопятся извиняться за возникшие накладки, и тем более - выплачивать положенные по закону компенсации.

- В Украине задержка вылетов на чартерных рейсах - практика распространенная, - рассказывает Владимир Царук, руководитель Центра туристической информации. - Характерно, что ответственность за них не хотят брать на себя ни туристические фирмы, ни авиакомпании. А получить компенсацию за ожидание в аэропорту практически нереально. Например, в отличие от российского транспортного ведомства, наш Минтранс до сих пор не принял никаких конкретных постановлений, предусматривающих ответственность за несвоевременный вылет самолетов, выполняющих чартерные рейсы. Правда, некоторые страховые компании предлагают своим клиентам услугу - компенсацию за невылет или задержку рейса. Заплатив деньги за такую страховку, можно рассчитывать на «человеческое отношение». А вот на тур-оператора жаловаться бесполезно: ответственность за срыв рейса или опоздание, как правило, в договорах не предусмотрена - так что в суд идти не с чем. Впрочем, сам туроператор тоже бесправен: авиакомпании не спешат четко оговаривать свои обязательства по поводу графика вылета. Единственное, чего можно ждать от отечественных авиаперевозчиков, - пока вы будете ждать вылета в аэропорту, вас покормят.

КАК ЗАРАБОТАТЬ?

Падение цен на недвижимость в 2007 году разрушило мои планы: собирался вложить деньги в новостройку, чтобы затем выгодно ее продать. Риелторы признаются, что летом нельзя было продать даже самые ходовые квартиры в хороших районах - не было покупателей. Однако сейчас то и дело приходится слышать заявления о том, что недвижимость «сдвинулась» с места. По прогнозам, к концу года цены вырастут на 30-40%. Насколько реальны эти предсказания? Можно ли рассчитывать на соответствующий рост капитала, если я сейчас куплю жилье в строящемся доме, который будет сдан во второй половине декабря?

Д. Сахно, Киев


Мифический подъем

- Нет, - убежден эксперт Ассоциации риелторов Украины Максим Гордеев. - Прогнозы, обещающие рост цен на городскую недвижимость (особенно если это касается Киева) более чем на треть, не имеют под собой оснований. Объемы платежеспособного спроса невелики - в этом мы убедились в период «мертвого сезона», который в 2007-м растянулся на полгода. Максимальный подъем цен к концу года - не более 3-7% на вторичном рынке (если продается относительно нестарая недвижимость) и 10-15% на первичном. Приобретая квартиру в строящемся доме, учтите такой момент: сроки сдачи объекта в эксплуатацию наверняка затянутся. Традиционные задержки - три-пять месяцев. Это значит, что к концу года вы не сможете выручить запланированную сумму. Не забудьте, что вам еще потребуется время для продажи - поиска покупателей, оформления сделки. Сейчас эта процедура растягивается не на недели, а на месяцы. Возможно, спустя  полгода после запланированного срока сдачи, когда вы, наконец, сможете совершить сделку продажи, вам удастся «поднять» вложенный в новостройку капитал на 20-25%. Но это может быть выгодно лишь в том случае, если вы не несете убытки в течение всего времени до продажи (например, не занимаете  деньги под проценты для приобретения квартиры, не живете в арендуемом жилье и т. д.)

КАК ВЕРНУТЬ?

«АиФ» писал, что Фонд гарантирования вкладов собирается увеличить минимальные выплаты вкладчикам обанкротившихся банков. Когда эти намерения могут стать реальностью? Кто будет иметь право на эти деньги - все обманутые вкладчики или только те, чьи банки объявят о своем банкротстве после увеличения размера компенсации?

Д. Марчук, Киев


Фонд гарантирует

Как сообщили «АиФ» в Фонде гарантирования вкладов, решение об увеличении суммы максимальной компенсации вдвое было принято на днях и уже вступило в силу. Теперь вкладчики обанкротившихся и ликвидируемых банков получат по 50 тысяч гривен (если, конечно, размер вклада был не меньше). Решение касается клиентов не только тех финансовых учреждений, которых в перспективе может постичь дефолт, но и восьми банков, которые сейчас проходят процедуру ликвидации: Росток Банка, ОЛБанка, Интерконтинентбанка, Киевского универсального банка, «Нашего банка», Премьербанка, а также банков «Гарант» и «Аллонж».

Правда, это решение может сказаться на финансовом состоянии самого Фонда, которое в последнее время несколько ухудшилось. Если в июле активы Фонда  выросли на 11,4%  (или на 122,6 млн. гривен) до 1 199,6 млн. гривен, то уже в августе они начали сокращаться и снизились на 0,08% (или на 1 млн. гривен), а по состоянию на 1 сентября составили 1 198,6 млн. гривен.

Материалы страницы подготовили Светлана ГОЛЛАНДС и Ксения МЕЛЕШКО

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых