aif.ru counter
05.09.2007 10:47
22

Большое видится на расстоянии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Украине 05/09/2007

Прошло два года с тех пор, как Юлию Тимошенко отправили  в отставку. Хотя на этом посту Юлия Владимировна была всего семь месяцев, многие экономисты согласны, что ей удалось сделать немало. Результаты этих семи месяцев БЮТ, видимо, решил использовать как действенное оружие для отвоевания премьерского кресла - ведь ни для кого не секрет, что Тимошенко не оставляет надежды в него вернуться.  Вот мы и  решили напомнить читателям, как это было однажды - два года назад.

Деньги на социалку

Анализ премьерства Тимошенко стоит начать с рассмотрения макро-экономических тенденций. Ведь именно состояние экономики в целом определяет схемы действий правительства. А удачные процессы на уровне всей экономики дают Кабмину возможность большей маневренности, к примеру, в социальной сфере.

Получив в наследство от предшественника скрытый дефицит бюджета в 34 млрд. гривен и неконтролируемую инфляцию, Юлия Тимошенко попыталась дефицит ликвидировать, а инфляцию - сдержать. Известно, что без учета роста цен тяжело оценить повышение пенсий и зарплат. Бывает и так, что при сопоставлении этих данных оказывается, что «новых» денег хватает на меньший объем товаров, хотя на первый взгляд сумма существенно увеличилась. Причина в том, что «надбавку» съедает инфляция. Апологеты Тимошенко считают, что ее правительство было одним из немногих, которое действительно учитывало инфляцию, увеличивая  реальную прибыль граждан, а не только сумму на бумаге. Немаловажно и то, что в контексте сворачивания общих инфляционных тенденций Тимошенко удалось сдержать рост цен на коммунальные услуги: платежка ее времен по сравнению с нынешней вызывает, безусловно, приятные воспоминания. 

Кроме того, правительство Юлии Владимировны начало борьбу с теневой экономикой, из которой, как оказалось, можно «подкормить» украинский бюджет для выполнения задекларированной социальной программы. Только за счет выведения экономики из тени на протяжении нескольких месяцев доходы бюджета увеличились почти на 70%! Некоторые большие олигархические предприятия в 2005-м заплатили в 15 раз больше налогов, чем раньше. А государственный долг страны удалось уменьшить на 10 млрд. гривен, реальные доходы населения выросли на 25,8%. Кроме того, правительство наконец-то погасило задолженности перед шахтерами, накопившиеся за десять лет. Так что шахтер в известной рекламе говорит правду.

Частью программы выведения денег из тени была и система борьбы с контрабандой под названием «Контрабанда - стоп!». Премьер-министр Тимошенко добилась увеличения законного импорта товара, а рост налоговых отчислений с него составил в 2005 году 25%. Нынче, к слову, возродились так называемые свободные экономические зоны, через которые в страну так и поперло контрабандное мясное месиво низкого качества, но при этом еще и возросли цены на мясо.

Энергетика в норме

Ни для кого не секрет, что энергетика является одним из самых больных мест украинской экономики. Перебои с поставкой энергии могут испортить настроение и бюджет не только всей страны, но и отдельно взятой семьи. Весной и осенью аграрии и автолюбители замирают в ожидании дефицита и повышения цен на топливо. Зимой вся страна бьется в истерике из-за опасности отключения газа или роста его стоимости. Как показал опыт Тимошенко, попытка нормализовать ситуацию на энергорынке приходится далеко не всем по душе. Своими попытками навести порядок деятельный премьер мешала многим влиятельным людям. По мнению членов блока, именно поэтому летом 2005-го премьера обвинили в организации «бензинового кризиса», ставшего очередной причиной для раздора Тимошенко и Ющенко. Тогда глава БЮТ встречалась с нефтетрейдерами, пытаясь найти с ними общий язык. В результате все-таки были снижены пошлины, а цена на самую популярную марку бензина А-95 застыла на уровне 3,2 грн.  Впечатляет на фоне нынешних 4,60. 

В остальных сферах недолгий период премьерства Тимошенко ознаменовался спокойствием: цена газа застыла на отметке в 50 долл. за тысячу кубометров, электроэнергия не подорожала. Кроме того, в нефтегазовой сфере были начаты уголовные дела против коррупции и злоупотреблений, благополучно свернутые после отставки Юлии Владимировны.

Социальный пакет

Как уже было сказано, выполнение социальных обязательств зависит исключительно

от того, в каком состоянии пребывает экономика страны в целом.

Налаживая позитивные тенденции в макроэкономике с привлечением огромных средств в бюджет, правительство Тимошенко создавало базу для выполнения социальных обещаний. Летом 2005 года противники назвали принципы работы Тимошенко «политикой проедания». Правительство Леди Ю. утверждало, что для повышения или введения социальных выплат урезало льготы и преференции чиновникам и нашло способы пополнения бюджета специально для того, чтобы повысить уровень жизни граждан.

И действительно, при Тимошенко каждое вливание в бюджет сразу же сказывалось на социальной сфере. Будучи премьером, Юлия Тимошенко отменила некоторые льготы - привилегии отставным высоким чиновникам, в том числе, Леониду Кучме. Зато увеличила среднюю пенсию на 134 гривны. Предвыборные дотации к пенсиям, которые сейчас выплачиваются, узаконила еще Тимошенко. Она же расширила перечень льгот ветеранам, детям войны, многодетным семьям, чернобыльцам, инвалидам и малообеспеченным.

Правительство Тимошенко первым начало выплачивать крупную помощь матерям при рождении ребенка - в размере 22,6% прожиточного минимума. В 2005 году эта сумма составляла 8500 гривен.

Удивительно, но фактом является то, что Тимошенко - единственный премьер, который увеличивал зарплаты и пенсии не перед выборами, когда политики традиционно задабривают народ, а сразу после них.

«Реформы премьера Юлии Тимошенко привели к увеличению зарплат и пенсий. В результате люди начали больше покупать, в том числе, товаров отечественного производителя. Это дало мощный стимул для экономического роста, который проявился как раз в 2006-2007 годах», - считает экс-министр экономики Виктор Пинзеник.

Два года назад среди главных факторов, мешающих нормально выполнять полномочия премьера, Тимошенко называла ограниченные полномочия главы правительства и перекрестное подчинение министров нескольким начальникам. Этим объяснялась и проблема с подбором собственных кадров, которая усугублялась противостоянием премьера и Верховной Рады.

Сейчас в партии уверены, что премьер имеет достаточно рычагов влияния, чтобы доводить до логического завершения все начинания и не опасаться возможных «палок в колесах» со стороны оппонентов.

В целом экономику времен премьерства Юлии Тимошенко можно назвать одной из

наиболее социальноемких, напрямую направленных на поддержку населения, - что и отличает ее от принципов, которые применялись другими командами. И хотя многие обвиняют Леди Ю. в социальном популизме, в реальных результатах ее политике не откажешь: ее правительство смогло быстро повысить реальный доход населения, не провоцируя взрыва инфляции.

Семен СИВЦОВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых