aif.ru counter
18.07.2007 15:15
14

Закон на постном масле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ в Украине 18/07/2007

Бензин или картошка

«Почему бы не сделать народу приятное?» - подумали депутаты Верховной Рады и приняли закон о переходе всех автомобилей в городах с населением более 500 тысяч человек на «экологически чистое биотопливо» уже к концу 2009 года. На первый взгляд - налицо забота о народе: ведь уже через два с половиной года жители 9 крупнейших городов Украины - а это четверть населения страны - смогут забыть об удушливых выхлопных газах. В остальных городах парламентарии постановили «разбавлять» обычный бензин и «солярку» топливом растительного происхождения, причем с каждым годом процент этой «биодобавки» будет возрастать: в  2008 году частица  биотоплива должна составить не менее 2%, в 2009 - не менее 3%, 2010 - 5%, 2011 - 10%. Таким образом, «плавно и безболезненно» весь транспорт Украины и перейдет на вышеуказанное «экологически чистое биотопливо». А теперь посчитаем.

Всего в стране потребляется 5 млн. тонн бензина, 5 млн. тонн дизтоплива и 6 млн. тонн мазута в год. Предположим, все эти нефтепродукты мы решили заменить биотопливом: биоэтанолом (спиртом) и биодизелем (смесью на основе растительного масла). Соответственно, для замены дизтоплива и мазута понадобится 11 млн. тонн растительного масла, которое выгоднее всего получать из рапса - неприхотливой и высокоурожайной маслосодержащей культуры. Хороший урожай рапса в украинских условиях составляет около 20 центнеров с гектара, а это - всего полтонны масла. Соответственно, для получения 11 млн. тонн масла необходимо засеять рапсом 22 миллиона гектаров - более трети территории Украины. В результате, пахотных земель для кукурузы и пшеницы (для производства биоэтанола, который нужен, чтобы заменить бензин) остается совсем немного, поэтому считать, сколько полей заняли бы еще и эти сельскохозяйственные культуры, не имеет смысла. А ведь кроме сырья для биотоплива хотелось бы еще выращивать хотя бы хлеб и картофель.

Не накаркали, но предупредили

На 20 украинских автозаправках еще недавно продавалось самое настоящее биотопливо (60% спирта, 40% бензина и стабилизатор). Отзывы о нем на автомобильных интернет-форумах в комментариях не нуждаются: «Попробовал залить в Opel Astra H. Результат отрицательный. До сих пор горит лампочка «Проверить двигатель», «Уроды. Завтра разбавлю 95-м», «Долил 30 литров 95-го, все показатели пришли в норму».

В чем же дело? Оказывается, в автомобиль с обычным  двигателем можно заливать бензин не более чем с 10% содержанием биоэтанола. Для чистого биотоплива или смеси с высокой долей растительной составляющей необходим специальный двигатель FFV (англ. - flexible fuel vehicle). То есть перейти на биотопливо обычные бензиновые автомобили в 2009 году не смогут даже теоретически.

Между тем автомобилей, работающих на биотопливе, в Украине пока нет. «Начать производство «биотопливных» микроавтобусов мы планируем приблизительно к 2012 - 2015 году, - рассказал пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля. - Вряд ли Украина по внедрению биотоплива обгонит Западную Европу, соответст-венно, мы вначале посмотрим, как этот процесс пройдет за границей».

«Принудительный переход даже на смесь с небольшой процентной долей биологического топлива может натолкнуться на сильное сопротивление нефтепереработчиков, - прогнозирует заместитель гендиректора компании «Укрнефтехимпереработка» Виталий Давий. - Производители традиционного топлива будут говорить, что им «выкручивают руки» и ухудшают качество бензина. Между тем намного проще было бы начать экспериментальное использование экологически чистого топлива в общественном транспорте, закупив транспорт, оборудованный специальными двигателями».

Однако о начале  такого эксперимента в парламентском законе ничего не сказано. Как, впрочем, и о том, где взять сырье для 20 заводов по производству биодизеля, строительство которых запланировано Верховной Радой в течение двух ближайших лет. А вот о сбыте продукции везучим владельцам новых предприятий заботиться не придется: не в Украине, так в Европе их товар обязательно найдет своего потребителя.

Мнение

Роман Зимовец, глава представительства, маркетинг-менеджер ООО «ТНК смазочные материалы»:

- Владельцам автомобилей нужно иметь ввиду, что биологическое топливо по своим химическим свойствам отличается от традиционного. Например, биодизель хуже сгорает, чем обычная «солярка», сильнее загрязняет масло и может способствовать образованию коррозии.

Специального моторного масла для двигателей, работающих на биодизеле, пока не существует - ведущие химические концерны только изучают эту проблему. Но по свойствам биодизеля видно, что для него подойдет только высококачественное моторное масло с хорошими анти-окислительными и антикоррозионными свойствами. Пока не существует специального моторного масла для биодизеля, можно  использовать недавно разработанное TNK Magnum Diesel Semisynthetic 10W-40. Но если вы хотите ездить на автомобиле не только в поисках запчастей для двигателя, интервал замены масла в машине, работающей на биодизеле, лучше сократить.

И все же трудности в эксплуатации автомобиля на биодизеле с лихвой компенсируются достоинствами экологически чистого топлива: уменьшением вредных выбросов в атмосферу, отсутствием экологической угрозы при попадании в почву или воду, возможностью производства топлива без истощения ресурсов планеты. 

А КАК У НИХ?

«Львиная доля биотоплива во Франции потребляется общественным транспортом, - рассказал «АиФ» директор компании «Beten Ingenierie» Жан Рош. - Дело в том, что растительное топливо дороже традиционного и не может в равных условиях конкурировать с бензином. Поэтому местные власти, ратуя за улучшение экологической ситуации, оплачивают перевозчикам разницу в стоимости». Чтобы автолюбители, которые не могут позволить себе дорогое биотопливо, не слишком «портили воздух», биосоставляющие добавляют в обычный бензин. К 2010 году Евросоюз планировал довести долю биотоплива до 5,75% от общего объема потребления нефтепродуктов, но недавно достижение этого показателя было перенесено на 2012 год. Оказалось, что с запланированными темпами по внедрению биотоплива справляются пока только две страны: Германия и Швеция.

Кроме того, обратно пропорциональная зависимость между посевами «топливных» и «продуктовых» культур работает и в странах Евросоюза. Поэтому ЕС начал выносить производство биотоплива в  соседние страны. В том числе - в Украину: как раз сейчас Жан Рош подыскивает участок земли в 50 тысяч гектаров, чтобы посеять рапс для одной французской компании (ее название пока - коммерческая тайна), которая намерена организовать полный цикл производства биотоплива в нашей стране. Станут ли новые инвесторы продавать биотопливо на украинском рынке? Безусловно. Но только в том случае, если местные покупатели смогут платить столько же, сколько и европейцы. А в Евросоюзе чистое биотопливо сейчас стоит 1,5 - 2 доллара за литр.

Валентин ЖАРОНКИН

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых