49

Ручной тормоз

За последние три года бензиновый кризис стал в Украине событием традиционным. Более того: уже в третий раз правительство пытается разрулить ситуацию вручную, путем личных договоров с нефтетрейдерами.

И в 2004, и в 2005 годах, как и теперь, подорожание было связано с мировыми тенденциями и сокращением производства отечественного бензина. Любопытно, что все эти годы независимые и государственные эксперты предсказывали «кризисы» как минимум за три месяца. Тем не менее, для правительства, верящего в собственную харизму и всемогущество, подорожание каждый раз становилось неожиданным. Во время своего первого бензинового кризиса накануне президентских выборов премьер Янукович переложил проблемы на плечи Андрея Клюева, тогдашнего вице-премьера по вопросам ТЭК. Тот решил проблему в краткосрочной перспективе: договорился с руководителями крупнейших компаний приостановить на некоторое время экспорт бензина - чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка и тем самым сдержать рост цен.

Через год договориться - уже с российскими нефтетрейдерами - попыталась на свою беду премьер-министр Тимошенко. Ей это не удалось, и решать проблему пришлось на уровне президента, который мало того что устроил премьеру разнос в присутствии иностранцев, так еще и извинился перед поставщиками за нерыночные методы правительства. Для сдерживания цен нужно было изыскивать другие возможности - и они были найдены: Верховная Рада отменила процентный акциз и таможенный сбор, что, разумеется, сделало импортные нефтепродукты немного дешевле.

Трагедия повторилась в третий раз - и теперь она даже не тянет на фарс. О грядущем подорожании Анатолий Кинах предупредил еще в мае и даже довольно точно спрогнозировал, что стоимость бензина вырастет до 5 грн. за литр. Прогноз был оставлен без внимания - как, впрочем, и опыт двух предыдущих кризисов. Урегулировать ситуацию снова было решено путем прямых договоренностей. Даже несмотря на то что крайней необходимости в использовании ручного управления на этот раз не было. Ведь нынешняя ситуация выгодно отличается от двух предыдущих: сейчас кричать «долой правительство!», критиковать премьера и угрожать углублением кризиса, как это было раньше, просто некому - ввиду отсутствия оппозиции.

Казалось бы, все складывается как нельзя лучше, начинающийся кризис дает хорошо забытому старому «правительству профессионалов» возможность показать «молодым-зеленым», как решить проблемы не на одну минуту, а с долгосрочной перспективой. И всего-то для этого нужно проанализировать рынок и понять причины подорожания - а вдруг окажется, что оно вполне обоснованно и цены нужно не снижать, а просто позволить им подняться и поддерживать на приемлемом для всех уровне. Хотя, конечно, подобное решение вряд ли было бы популярным. Поэтому слова Януковича о том, что правительство твердо знает, сколько должен стоить бензин, и постарается быстро решить проблему, прозвучали гораздо более привычно.

А вот по мнению экспертов, нынешний рост цен был вполне объясним. «Украинская законодательная база, регулирующая механизм ценообразования, очень давно не обновлялась, да и цены отстали от мировых, - объяснил «АиФ» сложившуюся ситуацию глава научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. - И сейчас украинский рынок просто нагоняет упущенное. Кроме того, за последнее время в Украине  снизилось производства дизельного и низкооктанового топлива». Действительно, за неполный 2006 год производство ДТ в стране сократилось на 22,7%. И, разумеется, 200 тыс. тонн татарского дизеля, о поставке которых уже успел договориться Янукович, не решат проблему. Кстати, судьба меморандума с нефтетрейдерами пока тоже неизвестна: хотя премьер и министр топлива и энергетики уверяют, что договорились о стабилизации цен, меморандум до сих пор подписан не был.

Марыля Босакевич

Чужой опыт

Интересно, что подорожание бензина стало бичом и для российских автолюбителей: за последние недели топливо в России поднялось в цене на 5-6%. И это еще не предел: эксперты прогнозируют 10-процентное подорожание в середине сентября. По мнению экспертов, все дело в привязке налогов на добычу нефти к мировым ценам. В результате доля налогов в цене на нефтепродукты составляет почти 60% - тогда как в Европе она не превышает уровня 25%. Правда, даже с подорожанием цена 95 бензина в России не превышает 3,4 грн. Кстати, в Европе цены тоже не стоят на месте. В Англии в январе - августе бензин подорожал на 22%, во Франции - на 15,6%, в Германии - на 14,9%, в Италии - на 13,8%.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых