aif.ru counter
26

Возможно ли оградить налогоплательщика от налоговика?

Владимир Лановой: «До шведской «тени» нам еще далеко»

Лето не принесло, как обычно, затишья в экономической жизни Украины: продолжают расти тарифы на электроэнергию, на носу - очередное подорожание газа. Об этих и других проблемах «АиФ» решил побеседовать с известным экономистом, внештатным советником президента Владимиром ЛАНОВЫМ.

Басни об альтернативной энергетике

- Почему дорожает электроэнергия?

- Производство электроэнергии в Украине неприбыльно, потому что производственные мощности не загружены. В советское время Украина была наиболее концентрированным производителем электроэнергии в европейской части Союза. И удельный вес энергоемких отраслей в хозяйстве был больше. А сейчас мощности недогружены из-за кризиса и структурных перестроек в экономике.

- А разве нельзя было продавать избыток электроэнергии на Запад? Кажется, у Украины были планы поставлять электроэнергию на Балканы и в ЕС?

- Можно было бы, но на Западе нет соответствующих высоковольтных сетей. Нужно модернизировать, перестраивать подстанции, улучшать качество электроэнергии, ведь оно у нас низкое из-за постоянных колебаний в сетях. На самом деле большие затраты на одну единицу отпускаемой электроэнергии установились из-за того, что энергетика не развивается, не модернизируется и не увеличивает рынки продаж. Поэтому исходить в подорожании только из интересов самих энергетиков, которые ссылаются на увеличение себестоимости из-за подорожания газа, угля или перевозок, не стоит. Думаю, повышать тарифы нужно после модернизации, улучшения качества, а главное - после того как появится конкуренция. Но как раз ее-то энергетики не хотят допускать. У нас боятся закрыть хотя бы одну единицу энергетических мощностей, даже если она затратна и плохо работает. Это наш бич.

- Допустима ли конкуренция на украинском рынке электроэнергии? И насколько она возможна - ведь все электростанции принадлежат монополистам?

- Смотря что понимать под конкуренцией. Никто же не говорит о нарушении энергетического баланса. Но конкуренция в предложении товара должна быть. Представьте себе, что кто-то построил новую электростанцию на каком-нибудь дешевом источнике энергии - мусоре, биомассе. Если конкуренция отсутствует, ему говорят: вы на наш рынок не выйдете, потому что поломаете нам все принципы ценообразования. Получается, что все разговоры об альтернативной энергетике - это пшик, басни для непосвященных. А на самом деле у нас есть много малых электростанций местного значения, которые были заморожены еще в советские времена, когда началась гигантомания. Их нужно запустить. Это и станет началом конкуренции. 

- А как быть с ценой на газ? Вы предлагали пересмотреть соглашения с «Газпромом». Что именно нужно пересматривать?

- Межправительственные протоколы, которые являются базовыми для последующих соглашений, еще не подписаны. От имени правительства РФ их будет подписывать «Газпром». Вот тут-то и нужно будет исправить несбалансированность предыдущих соглашений.

- В чем несбалансированность?

- В том, что для одной стороны там прописаны гарантии, для другой - нет. Возьмем, к примеру, баланс цены на газ и тарифов на транспортировку в Европу. Цены на газ зафиксированы на полгода, тарифы на транспортировку - на пять лет. Несимметрично. Ущербная позиция одной из сторон - это ее слабость. Если в результате таких соглашений Украина будет нести убытки - это скажется и на прокачке российского газа.

- Может, Россия именно этого и хочет - создать условия, при которых будет легко прибрать к рукам украинскую газотранспортную систему?

- Мы не можем заглянуть в чужие головы. Могу сказать только, что если отказаться от субъективизма, от выгод, от политической конъюнктуры и самолюбования  - мол, «мы сильнее», - можно будет построить отношения на принципах партнерства. Слабость украинского партнера обязательно аукнется России некачественными услугами. Европа уже заявила, что российским будет не более 30% потребляемого ЕС газа - значит, России тем более нужно качество.

- Насколько возможно пересмотреть цены? Россия же собирается поставлять всем газ по так называемой рыночной стоимости.

- Нельзя поставлять газ всем по одной цене: разные условия, расстояния. И говорить об экономическом обосновании нельзя - только о бизнес-обосновании. Нынешние цены установлены технически. Проблема в том, что рынка газа как такового не существует. Чтобы был рынок, должно сложиться равенство между поставщиками и получателями. А сейчас есть Россия, доминирующий поставщик, и все остальные - ее агенты. Ни у Казахстана, ни у Туркменистана, ни у Узбекистана нет прямых выходов на Европу. Как поставщики они пребывают в подчиненном, практически подавленном состоянии. У потребителей своя градация - их положение зависит от отношений с Россией. На рынке этого не может быть, должна сложиться политика всех потребителей и политика всех производителей, равенство интересов. Нельзя поднимать цену до бесконечности - иначе купят мало. Нечего будет вкладывать в развитие. И нельзя ущемлять Узбекистан и Казахстан, иначе у них не будет прибыли, они не смогут увеличить поставки. Невозможно манипулировать партнерами и с одной стороны, и с другой.

«Документы в налоговую нужно отправлять по почте»

- Вы работали над экономической частью коалиционного соглашения. В него вошли ваши наработки по поводу налоговой реформы?

- Конечно. Отношения налого-плательщиков и получателей налогов - это основное общественное противоречие. Из-за него у людей отсутствует желание вкладывать деньги в Украину. Можно много говорить о том, что должен возникнуть средний класс, но если этот средний класс будет покупать кафе в Варшаве, а не во Львове, то кому он нужен? Должны быть понятные, стабильные условия игры. Поэтому стратегия налоговой реформы и была внесена в текст коалиции. Сейчас уже разработана налоговая Хартия, в которой описаны взаимная ответственность государства и налогоплательщиков, защита интересов последних, особый статус налоговых законов, принцип стабильности и последовательности системы, механизмы, исключающие коррупцию.

- Разве это возможно?

- Во всяком случае, ее можно уменьшить. Например, благодаря неконтактному способу взаимодействия налогоплательщика и сборщика налогов, который, кстати, давно принят в Европе. Все документы отправляют-ся по почте - обычной или электронной - а потом уже налоговая исследует их и в случае необходимости оспаривает, высказывает замечания, отправляет вопросы. Еще один способ уменьшения коррупции - контроль над движением подакцизных товаров. У нас как? Нужно купить акцизные марки и их наклеить. А напечатать и купить эти марки можно где угодно «оптом по доступной цене». В Европе все подакцизные товары проходят через специальные акцизные склады, которые есть в каждом городе: на складе берут пробу из каждой партии товара, подтверждают сертификат, наклеивают марку, а уже потом отправляют в магазины. Нам необходима такая система. Это расходы, но это и гарантия, что акцизы будут уплачиваться.

- А как насчет снижения ставок?

- Разумеется, понизить основные ставки налогов необходимо - особенно те, которые давят на бизнес: налог на прибыль и сбор в фонд зарплаты.

- Нет ли в планах уменьшения количества налогов?

- Некоторые мелкие налоги - на развитие садоводства и виноделия и т.д. - несомненно, будут ликвидированы. Но в целом снижение налоговых ставок придется хотя бы частично компенсировать новыми видами налогов. Мы предлагаем ввести налог на использование неблагоприятных энергетических источников, экологический налог - не разовые штрафы, а именно налог, размер которого будет зависеть от степени загрязнения. Еще мы предлагаем ввести налог на использование полезных ископаемых и налог на недвижимость - разумеется, его нужно взимать не с квартир, а с больших производственных, коммерческих комплексов - чтобы площади зря не простаивали.

- Реформа коснется самих налоговых органов?

- Конечно. Во-первых, нужно вывести из системы органы, которые имеют милицейские, карательные функции, - следственные действия должны быть внешними и по отношению к налогоплательщикам, и по отношению к самим налоговикам. По сути - это идея создания Национального Бюро расследований. Кроме того, функции сбора налогов и возмещения НДС и других переплат нужно делегировать разным ведомствам - чтобы не было манипуляции взаимозачетами. И, наконец, необходимо создать единое окно сбора налогов: чтобы люди не платили в пяти разных местах.

- Каким должен быть результат реформы - наполнение бюджета?

- Не только. В первую очередь - удвоение-утроение динамики ВВП, многократное увеличение инвестиций, детенизация экономики. Сейчас у нас «в тени» примерно 45%. Мы надеемся, что этот уровень опустится до 17-19%, хотя бы как в Италии. Ведь до Швеции с ее 5-процентной теневой экономикой нам еще далеко.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых