aif.ru counter
18.05.2006 00:00
682

Мир живет взаймы: Стран, не имеющих внешнего долга, скоро не останется

Большую часть своей независимости Украина жила в долг. Брали мы в долг по-крупному. Конечно, до аргентинского кризиса Украине еще далеко - все-таки 38,8 млрд. долларов нашего валового внешнего долга - это не 155 млрд. внешнего долга Аргентины. Но обозреватель «АиФ» Сергей МИШУТИН решил разобраться, кому, сколько и почему должна Украина.

во всем мире не более десяти стран, которые вообще не имеют внешнего долга. Самый большой должник мира - Соединенные Штаты Америки. Причем если на трех крупнейших должников - США, Британию и Германию - приходится более половины общего внешнего долга мира, то на полторы сотни развивающихся стран (в том числе и Украину) - менее 10%.

Размер долга - вещь относительная. Его истинный масштаб можно понять при соотношении к экспорту или к ВВП. Например, в Евросоюзе есть так называемый Маастрихтский стандарт, по которому общий размер долга не может превышать 60% ВВП (у Украины сейчас 48%).

Чем Парижский клуб выгоднее Лондонского

Есть два основных внешних канала, через которые страна может взять в долг, - официальный (в международных организациях и конкретных странах) и коммерческий (в частных банках и финансовых организациях).

Первый  канал экономисты часто называют «благо-творительным». Здесь речь идет прежде всего о кредитах МВФ и Мирового банка. МВФ в основном координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, курирует изменения в налоговой и финансовой сфере стран-должников. В свою очередь, кредиты Мирового банка больше ориентированы на конкретные проекты - строительство электростанций, развитие дорог и связи, построение школ и университетов и т.д.

Преимущества первого канала - выгодные условия. Годовая ставка, по которой МВФ кредитует развивающиеся страны, в среднем не превышает 7,5%. К тому же МВФ весьма часто списывает часть долгов развивающимся странам. Недостатки - частое вмешательство кредиторов во внутреннюю политику стран-должников.

В рамках официального канала действуют региональные банки реконструкции и развития. В 1990 г. был создан Европейский банк реконструкции и развития. Его отличие от  Мирового банка состоит в том, что ЕБРР работает в основном не с государством, а с бизнесом (в Украине ЕБРР известен своими кредитными линиями для малого бизнеса). 

Кредиты по схеме «страна - страна» менее популярны, хотя их ставка также не слишком высока. Среди таких кредиторов лидируют страны Парижского клуба, созданного еще в 1956 г. для решения проблем развивающихся стран. Сейчас в него входят 19 стран (кроме грандов Евросоюза, также Австралия, США, Канада, Норвегия, Швейцария и Россия).

Второй, коммерческий, канал включает всевозможные облигации внешнего государственного займа (в том числе «еврооблигации»), а также долги коммерческим структурам, прежде всего банкам.

Ставки по облигациям внешнего госзайма, как правило, выше ставок по кредитам международных организаций. Хотя, конечно, размер ставки зависит от многих факторов: от политической стабильности, уровня экономического развития страны, отношения к ней других кредиторов. В зависимости от этих и других факторов страна получает кредитный рейтинг (устанавливается международными рейтинговыми агентствами) и прогноз изменения рейтинга («негативный», «стабильный», «позитивный»). Рейтинг время от времени (как правило, раз в несколько месяцев) пересматривается.

Даже в самые лучшие времена рейтинг Украины как должника не поднимался выше В+ (то есть «твердой четверки»). Соответственно, и ставка по кредитам, привлеченным под государственные ценные бумаги, хотя и постепенно снижается, все-таки остается высокой - 9-11% (в зависимости от срока займа). С одной стороны, это намного меньше, чем ставка по первым украинским внешним займам (к примеру, в начале 1998 г. Минфин выпустил облигации внешнего трехгодичного займа под 16,2%). С другой стороны, это существенно больше, чем ставки по долгам западных стран. Например, семилетние долговые обязательства США «стоят» 5,4%, Италии и Турции - менее 6%. Кстати, не только страны размещают облигации внешнего займа. Многие города выходят на рынок со своими облигациями. Уже не первый год такую практику осуществляют Санкт-Петербург, Москва, Киев.

Кредитные линии коммерческих банков менее популярны, чем облигации. Поскольку, во-первых, частный коммерческий банк очень тщательно проверяет клиента. Во-вторых, банк не заинтересован рисковать, и поэтому от 5 до 10% суммы контракта тратится на обязательное страхование. В-третьих, иностранные коммерческие банки часто готовы кредитовать лишь экспорт из своей родной страны. Наиболее известное объединение коммерческих банков, кредитующих развивающиеся страны, - Лондонский клуб, объединяющий более 600 частных коммерческих банков всего мира.

Особенности национального кредитования

До 1995 г. дефицит украинского бюджета в основном покрывался печатным станком. Это вело к сумасшедшей инфляции. Но с 1994 г. Украина начинает активно получать кредиты МВФ, а в 1997 г. выпускает свои первые облигации внешнего государственного займа. Если в начале 1990-х долг Украины перед странами СНГ (прежде всего перед Россией) превышал 80% всего госдолга, то к 1998 г. соотношение долга «восточного» и долга «западного» выравнивается.

За последние 3 года наблюдается такая тенденция - долги государства сокращаются (в частности, за 2005 г. прямой госдолг Украины сократился на 6,7%), а вот долги украинских компаний, в том числе тех, которые получали зарубежные займы под госгарантии, растут. Сейчас из 38,8 млрд. долл. внешнего долга Украины лишь 8,3 млрд. долл. - это прямой долг государства. Приблизительно четверть от этой суммы (более 2 млрд. долларов) украинское государство должно Мировому банку. Более 1,5 миллиарда - России. Около 0,5 млрд. - Евросоюзу. Приблизительно по 300 млн. долл. - США и Туркменистану. Еще более чем на 2 млрд. долл. выпущено гособлигаций внешнего госзайма, раскупленных частными коммерческими структурами.

Государство не прочь взять в долг и у своих граждан. Наверняка, многие помнят популярные среди населения облигации советских госзаймов. Но в Украине внутреннее кредитование пока не прижилось, поэтому внутренний долг государства сейчас в 2 раза меньше внешнего. Причем выпускаемые облигации внутреннего госзайма сейчас выкупаются не населением, а госорганами (Пенсионный фонд, Национальный банк и т.д.). Ставка по внутренним облигациям все еще высока для государства и слишком низка для коммерческих покупателей. Да и Украине как заемщику граждане доверять смогут еще не скоро.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых