aif.ru counter
16.02.2006 00:00
27

Как Киев может отомстить Москве

«АиФ» проанализировал, какие российские и украинские товары могут пострадать, если нынешние торговые конфликты перерастут в полноценную войну.

Более четверти украинской внешней торговли приходится на Россию. Каждый пятый доллар из 35 млрд. долларов экспорта украинские предприятия получают от восточных соседей. Несмотря на смену власти в Украине, в 2005 г. наши торговые отношения не сократились, а, наоборот, серьезно расширились. Причем в отличие от многих стран Евросоюза (особенно Германии и балтийских стран) украинский экспорт в Россию значительно вырос. Но, увы, эти радужные тенденции может существенно омрачить новая торговая война с Россией, начавшаяся с проблем на рынке газа и металла, запрета на ввоз в Россию украинской мясо-молочной продукции и увеличения пошлин на наши кондитерские изделия.

За ценой не постоят

Россия наносить удары умеет. Не случайно первыми жертвами в этой войне уже пали металл и газ - два главных продукта нашего экспорта и импорта. Общая цена импорта газа увеличена до 95 долларов, а максимальная внутренняя цена для предприятий - до 110 долларов. Это повышение, по оценкам специалистов, повысит инфляцию в 2006 г. дополнительно на 2% и уменьшит ВВП на 1-2%.

Металлургия обеспечивает около трети ВВП Украины и ее экспорта. При этом 5% экспорта украинского металла (практически столько же, сколько на весь Евросоюз) приходится на Россию. И поэтому украинские производители болезненно восприняли продление Россией пошлин на наши металлические прутки (используются для арматуры в строитель-стве). Интересно, что Россия сделала это даже несмотря на то, что этот шаг автоматически повысит затраты строительных компаний и цены на жилье в России. Также сейчас заканчивается расследование российского Министерства торговли и экономического развития по поводу украинских труб большого диаметра. В случае сокращения квот на эту продукцию, основной удар придется на Харцизский трубный завод.

В пищевой промышленности традиционной болевой точкой украинско-российских торговых отношений остаются мясо-молочные (о проблемах на этом рынке «АиФ» рассказывал в прошлом номере) и кондитерские изделия. 14 ноября 2005 г. вступили в силу новые ставки российских пошлин на эту продукцию (20% на карамель и 0,6 евро за кг остальных кондитерских изделий). Карамельные конфликты двух стран идут уже не первый год. Еще в 2001 г. Россия ввела пошлину на украинскую карамель на 2,5 года. В результате объем импорта украинской карамели в Россию тогда снизился на 40%. Но голь на выдумку хитра. Наши предприятия очень быстро научились обходить эти запреты. Более богатые компании быстро купили по паре-тройке российских кондитерских фабрик («Рошен» - в Липецке, «Киев-Конти» - в Курске) и стали производить «проблемные» изделия для российского потребления там. А более бедные стали добавлять в состав карамели какао. Соответственно, получали новую продукцию с уже новым таможенным кодом и экспортировали ее в Россию без пошлины. Таким нехитрым образом в 2005 г. украинские компании увеличили экспорт кондитерских изделий в Россию в 1,5 раза. Сегодня половина рынка карамели России - это украинская продукция.

Еще одна сфера, которая может оказаться под ударом из-за последних успехов нашего экспорта - это алкогольная продукция. Украинцы покрывают до 20% российского импорта алкоголя (до 150 млн. долларов).

Не качеством, а количеством

Впрочем, Украине тоже есть чем ответить. Правда, здесь придется брать не качеством, а количеством. Список «товаров нон грата» могут пополнить российские удобрения, краски и лаки, ткани, вагоны, лампы накаливания, многие продукты металлургии. 

Отдельный разговор об импорте российского цемента. В 2002 г. после введения пошлины в 41% его импорт в Украину сократился в 3,75 раза. А в этом году заканчивается срок квотирования импорта российского цемента (645 тыс. тонн в год). Переговоры о расширении и сужении квоты могут быть инструментом давления Украины на Россию.

Вряд ли могут спокойно чувствовать себя и российские импортеры каустической соды в Украину. Так как многие наши производители  уже потребовали ввести защитные пошлины против российской продукции.

В 2004 г. мы чуть было не ввели антидемпинговую пошлину против российских канализационных труб. А чуть ранее были введены пошлины на российские спички. В зоне риска также российские электролампы и искусственные меха.

Но, пожалуй, наиболее сильным механизмом давления могут быть новые ограничения на импорт в Украину российских автомобилей. В разгар прошлой украинско-российской торговой войны россияне очень болезненно восприняли введение пошлины (31,5%) на импорт российских автомобилей. Позже пошлину заменили годовые квоты (15 777, а с апреля 2004 г. - 20 826 шт.). Квоты могут быть сокращены еще и потому, что нашим автозаводам (прежде всего, АвтоЗАЗу) выгоднее самим собирать российские автомобили из машинокомплектов.

Впрочем, как свидетельствует история, увлекаться торговыми войнами не выгодно ни Украине, ни России. Торговая война первой половины 2002 г. обошлась обеим странам потерей прибыли в 50-100 млн. долларов. Учитывая, что с тех пор объемы наших внешнеторговых отношений увеличились в 2,5 раза, новая война будет стоить намного дороже. Причем, исходя из специфики нашего импорта (незаменимые нефть и газ), основные потери понесет все-таки Украина.

Сергей Мишутин

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых