212

Сгоревшие заживо. Были ли шансы на спасение у погибших в доме престарелых

Сгоревшие заживо. Были ли шансы на спасение у погибших в доме престарелых
Сгоревшие заживо. Были ли шансы на спасение у погибших в доме престарелых © / ГСЧС Украины

Три версии причин пожара

В двухэтажном здании, переоборудованном под дом престарелых, во время пожара находились 33 человека, 15 из которых, девять женщин и шесть мужчин, погибли на месте, пятеро были госпитализированы, но в воскресенье, 24 января, умер один из пострадавших.

Прибывший в Харьков первый замминистра внутренних дел Сергей Яровой отметил, что спасти 15 человек в горящем здании не удалось из-за очень быстрого распространения огня и физического состояния тех, кто находился на втором этаже – это были люди пожилые и маломобильные.

«Информация о возгорании поступила в 15 час. 03 мин. В ходе выяснения обстоятельств было установлено, что в доме могут находиться пожилые люди. На место были направлены подразделения ДСНС в достаточном количестве для того, чтобы выполнить задачи по тушению и спасению людей. После прибытия в 15.15 ситуация была следующая: вырывалось пламя по периметру всего здания, а также густой черный дым. В окнах было видно, что огонь распространился на весь второй этаж и горит перекрытие между первым и вторым этажами», - рассказал замминистра.

По его словам, этот дом престарелых – частный, и работал без надлежащим образом оформленных документов на такой вид деятельности. Люди находились там нелегально - за их содержание платили родственники. А, по словам директора департамента соцзащиты населения Харьковской облгосадминистрации Юрия Шпараги, по адресу, где произошло возгорание, учреждения соцзащиты не зарегистрированы. Пожар тушили 13 единиц техники и 50 спасателей ГСЧС.

«Во время тушения пожара были спасены и госпитализированы 9 человек. К сожалению, на втором этаже обнаружили погибшими 15 человек», - добавил С. Яровой.

Через два дня один из госпитализированных умер, самочувствие остальных – удовлетворительное.

Следствие рассматривает три версии причины пожара: поджог, короткое замыкание электросети и неосторожное обращение с электроприборами. По словам главы Нацполиции Игоря Клименко, перед пожаром в доме престарелых должны были ремонтировать газовое оборудование. По предварительным данным, задымление было именно в районе газового счетчика. Начальник местного отделения ГСЧС Владимир Юрченко отметил, что дом престарелых отапливался электрообогревателями и, возможно, пожар произошел из-за неисправности их. По его словам, пути эвакуации в здании были нарушены, на окнах стояли решетки, и люди просто задохнулись.

Правоохранители открыли уголовное производство по ч. 2 ст. 270 (нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, повлекшее гибель людей) Уголовного кодекса Украины. Были задержаны владелец двухэтажного здания, которое было сдано в аренду под пансионат, арендатор этого дома и его жена - директор частного предприятия, которая фактически руководила учреждением. Чуть позже задержали и администратора, который координировал работу пансионата, но официально не был там трудоустроен. Всем объявили о подозрении. А 23 января суд избрал им меру пресечения в виде содержания под стражей без возможности внесения залога. В то же время ГБР (Госбюро расследований) также начало расследование по факту служебной халатности сотрудников ДСНС, проявленной во время проверок в частном доме престарелых в Харькове.

На следующий день после трагедии в Харьков приехал президент Владимир Зеленский.

«В этом страшном пожаре мы потеряли 15 человек. Это были чьи-то отцы и матери, чьи-то бабушки и дедушки. Да, у них позади была долгая жизнь, но у них точно не должна была быть такая ужасная смерть. Эти люди имели право на заботу, уход и безопасность на склоне своих лет. Чтобы достойно почтить их память, на завтра объявлен день траура. Потому что лишних граждан в Украине не существует», - сказал глава государства.

В ходе визита в Харьков В. Зеленский заявил о необходимости провести «глобальную реформу» сферы предоставления услуг по уходу за пожилыми людьми и людьми с инвалидностью.

«Просто решить харьковскую ситуацию недостаточно. Мы не знаем, сколько таких объектов в стране. Поэтому будут законодательные инициативы. Должна быть реформа. Люди должны получать нормальные качественные услуги. Я думаю, что как частные услуги должны быть, так и государственные. Как бы это ни звучало, но мы обязаны открыть такой рынок справедливых социальных услуг в Украине», - отметил президент.

В свою очередь, омбудсмен рассказала, что большинство подобных домов престарелых функционируют в Украине фактически нелегально.

«В 2020 году было совершено около 100 мониторинговых визитов в частные заведения различных типов, в том числе и в гериатрические. Во время большинства посещений подтверждались факты несоответствия деятельности таких заведений Государственному стандарту стационарного ухода за лицами, потерявшими способность к самообслуживанию, утвержденному приказом Минсоцполитики. Кроме того, большинство из них не внесены в Реестр поставщиков социальных услуг, что делает невозможным контроль за их деятельностью. Я неоднократно обращалась с соответствующими письмами к Министру социальной политики Украины и руководителям областных государственных администраций о необходимости обеспечения контроля за деятельностью указанных учреждений в соответствии с действующим законодательством. Пока указанные проблемы не будут решены - не исключены повторения таких трагических событий и грубых нарушений прав человека и гражданина», - заявила Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова.

Предупредить хаос и новые жертвы

Кабмин инициировал проверки законности существования всех домов престарелых в стране. Во вторник, 26 января, состоялось заседание правительственной комиссии по расследованию причин пожара в харьковском доме престарелых. Стало известно, что сейчас Харьковская обладминистрация изучает историю каждого пострадавшего для того, чтобы предоставить им помощь за счет городского и областного бюджетов. Каждый случай рассматривается индивидуально. В ходе заседания были заслушаны доклады представителей Нацполиции, ГСЧС и Министерства социальной политики о проверках всех социальных учреждений страны по выявлению нарушений действующего законодательства в их работе. По состоянию на 26 января созданы 511 групп проверяющих. Принято решение поручить соответствующим органам местной власти и министерствам продолжить эти ревизии и внести предложения по изменениям и дополнениям в действующее законодательство для того, чтобы нарушения в работе социальных учреждений стали невозможными.

По словам секретаря Харьковского горсовета Игоря Терехова, необходим четкий механизм регулирования работы частных социальных учреждений.

«Пока такого механизма нет. На сегодня в Харьковской области насчитывается 18 интернатных учреждений, в которых находятся три тысячи человек. При этом там есть 130 свободных мест. В то же время в частных учреждениях, в так называемых домах престарелых, находятся 476 человек. Почему же те 130 мест не заполнены? Потому что люди туда просто не могут устроиться, ведь для этого нужна масса справок. Мы должны разработать такой механизм, чтобы нам передали не только полномочия с финансированием, но и процедурно облегчили все эти вопросы, чтобы люди не мотались за этими справками. Министерству социальной политики нужно четко прописать соответствующий алгоритм», - отметил И. Терехов.

Он также поднял вопрос о том, куда девать нарко- и алкозависимых людей, которые находятся в частных реабилитационных центрах, если эти центры закрыть?

«В Харькове насчитывается около 770 таких пациентов. Если они все сегодня выйдут на улицу, мы беды не оберемся. Поэтому в Минсоцполитики должны нас услышать, а не перекладывать все эти проблемы на органы местного самоуправления. Давайте вместе разработаем четкий алгоритм действий. Примите необходимые постановления и закройте этот вопрос. Чтобы было понятно, кто за что отвечает и куда человеку идти, чтобы получить качественную услугу», - подчеркнул выступающий.

По результатам встречи Министерству социальной политики и Министерству юстиции поручено предложить механизм учета лиц, с которыми заключены или заключаются договоры пожизненного содержания, и обмена этой информацией между уполномоченными органами исполнительной власти. Кроме того, Министерству социальной политики совместно с Министерством цифровой трансформации необходимо ускорить представление на рассмотрение правительства проект постановления «О Реестре поставщиков и получателей социальных услуг».

«Несмотря на все бюрократические преграды и сложности юридического характера, мы должны сделать все, чтобы обнаруженные нелегальные социальные учреждения, в том числе и для пожилых людей, перешли в правовое поле или прекратили свою работу. Анализируя действующее законодательство, мы уже сейчас понимаем, что без четко определенного механизма проверок таких учреждений рискуем получить еще больший хаос и новые жертвы», - подчеркнул председатель правительственной комиссии, министр развития общин и территорий Украины Алексей Чернышев.

Разбирательства в причинах пожара и обсуждение проблем в социальной сфере, которые привели к трагедии, - продолжаются. Тем временем свое мнение по поводу случившегося высказал адвокат одного из подозреваемых.

«Я совместно с моим другом и партнером Галаваном Зиновием Степановичем осуществляем защиту интересов подозреваемого по этому делу Мирончука Игоря (администратора дома престарелых, работавшего нелегально – ред.). Свою позицию о защите этого человека изложу в следующем посте, а сейчас хочу задать несколько вопросов и попытаться вместе с Вами на них ответить:

1. За 2020 год в этом пансионате-хосписе умерло более 50-ти стариков. Могли ли полицейские не знать, что в этом доме частный пансионат-хоспис для престарелых? Как я понимаю, следственная группа туда выезжала более 50 раз.

2. Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) – структурное подразделение Министерства внутренних дел, то есть, выезжавшая туда группа полицейских, ГСЧС-ников, по сути, сотрудники одного и того же ведомства. Могли ли они не знать, что существует это заведение, что там отсутствуют элементарные противопожарные мероприятия?

3. Могли ли социальные службы не знать? Мой ответ: полиция, прокуратура, ГСЧС-ники, местная власть обязаны были знать об этом доме престарелых и обязаны были предотвратить то, что произошло. Мы как налогоплательщики конкретно этим людям, представителям этих органов, уже за это заплатили.

4. Я задам еще один вопрос. Почему на скамье подсудимых избиралась мера пресечения мужу директора частного предприятия, которая организовала это заведение дом престарелых-хостинг, хозяину сгоревшего дома, по сути, потерпевшему, сдавшего дом в аренду, парню-волонтеру, который спас с риском для своей жизни 5-х стариков, а до этого как волонтер помогал старикам, будучи медбратом. И теперь чиновники, которые должны были предотвратить эту страшную трагедию для создания массовости, чтобы отвести от себя «удар» посадили на скамью подсудимых троих невиновных. Вот так мы живем», - написал в facebook адвокат Сергей Веприцкий.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...