aif.ru counter
37

Пепельный коллапс.Извержение вулкана в Исландии парализовало небо Европы

Сюжет Катастрофы

Пока те пытаются выжить в аэропортовских условиях и всеми правдами и неправдами добраться до дома, компании-перевозчики подсчитывают убытки и пытаются определить, можно наконец лететь или нет. Они честно возвращали деньги за билеты, хотя могли бы сослаться на форс-мажор или, как записано в правилах иностранных компаний, на «Act of God» - «дело рук Господа».

Откуда взялся этот вулкан?

Отвечает Аркадий Тишков, замдиректора Института географии РАН, доктор географических наук:

- В мире как минимум 1300-1400 действующих вулканов. Многие из них находятся под водой, поэтому точное количество науке неизвестно. В той же Исландии около 40 вулканов, и для этой страны нынешнее событие - вполне заурядное. На планете в целом подобное происходит раз в 10-20 лет. Бывали извержения и посильнее - по количеству извергаемого материала, по степени густоты облака, по длине переноса. Совсем недавно прошли извержения в Средиземноморье, у нас на Камчатке, в Мексике. Просто их не обсуждали так широко, потому что не было отмены авиарейсов и соответствующего общественного резонанса.

Извергаемое облако состоит из углекислоты, а также фтористых, сернистых, аммиачных газов и пепла. Причём пепел этого вулкана содержит большое количество кремнезёма - мелких стекловидных частиц. Именно они способны привести к отказу в работе авиационных двигателей. А в сторону континента облако пошло по той причине, что такова роза ветров в Северной Атлантике. Направление атмосферного переноса - с запада на восток. Район вокруг Исландии - это вообще «кухня погоды» для Европы. Оттуда к нам обычно приходят циклоны, а в этот раз оттуда пришло облако вулканического пепла.

Чем опасно вулканическое облако для самолётов?

Отвечает Сергей Ковалёв, президент федерального профсоюза авиадиспетчеров:

- Современный самолёт устроен так, что двигатели всасывают воздух как пылесос. Если в атмосфере пыль и пепел, они попадают в машину, скатываются в твёрдые частицы и оседают на движущихся частях - на лопастях компрессора внутри двигателя. А это неминуемая катастрофа. И такие случаи в истории авиации были. Потому авиакомпании и не рискуют. Пролететь выше или ниже облака? Судите сами. Более мелкие частицы поднимаются выше - до 13 000 м, а грубые спускаются ниже - до 3000 м. Так что контакта с ними не избежать в диапазоне 3000-13 000 м. И даже если ничего не случится, приземление пройдёт благополучно, потом придётся менять двигатель, а это гораздо дороже, чем любая отмена рейса. В принципе над ненаселёнными пунктами можно пролетать и на высоте в 1500 м, но, во-первых, таких мест в Европе нет, во-вторых, расход керосина в этом случае в 2 раза выше обычного. Есть другие типы самолётов - турбовинтовые, например Ан-24, для которых пепел представляет меньшую угрозу, но они маломощные и на большие расстояния не летают.

Материалы подготовили: Виктория Гудкова, Индира Кодзасова, Татьяна Кузнецова, Полина Молоткова, Дмитрий Писаренко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых