aif.ru counter
891

Бить или не бить: можно ли воспитывать детей без наказаний?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и Факты в Украине 03/02/2016
Анна Жураковская / АиФ

Резонансный случай, когда учительница столичной школы №15 в сердцах предлагала шалившим на уроках первоклассникам с разбегу биться головой о доску, потряс Украину. Подробности несдержанности педагога стали известны после того, как один из учеников полгода записывал все происходящее в классе на зашитый в пенал диктофон. Этот случай неадекватного поведения учителя – не единственный. Подобное, хоть и не каждый день, но иногда происходит и в других наших школах.  «АиФ» выяснил, где кроется корень зла таких инцидентов?

Трясу как грушу

Учительница, перешагнувшая границы педагогической этики – уволилась. Ее поступок осудили коллеги. Правда, с некоторыми оговорками. «То, что произошло в столичной школе, - досадная неприятность, - считает Сергей Дятленко, замдиректора департамента общего среднего и дошкольного образования - начальник отдела государственно-общественного управления образованием Министерства образования и науки. – Но если в жизни, за стенами школы, есть склонность к насилию, а сейчас, когда на улице можно встретить много людей в камуфляже, - это особенно ощутимо, - это влияет и на учеников, и на учителей. К счастью, проявляется это в недостойном поведении учителей в единичных случаях. Эти случаи мы обсуждаем, осуждаем. Но, к сожалению, избежать перенесения жестокости из жизни в школу – не удается».

Масла в огонь, очевидно, подливают традиции народной педагогики. Наши бабушки-дедушки говорили: «Люблю как душу – трясу как грушу», «За одного битого двух небитых дают, и то не берут». Да даже Святой Николай непослушных детей стращает розгами. Что уж говорить о «пересичных» мамах-папах, которые в своем детстве испытали на себе домашнюю педагогику с кулаками, и сами без шлепков и подзатыльников воспитательного процесса не представляют?

«Хотя бы одному из видов насилия подверглись 65% опрошенных 1800 украинских детей из разных регионов, - рассказывает Светлана Павлыш, эксперт проекта Совета Европы «Усиление и защита прав детей в Украине». - Среди них 55% девочек и 45% мальчиков». Психологическое насилие, по ее словам, испытывали 45% школьников. На втором месте - физическое наказание, которому подверглось 27% опрошенных.

Не испытывали никакого насилия со стороны взрослых только 35%. Удивительно, что 20% детей считают, что они заслуживают физического наказания. А каждый третий уверен, что в классе должен быть свой «козел отпущения». Каждый пятый ребенок (21%) признался, что в его школе хотя бы иногда учителя бьют учеников. А из 1800 опрошенных родителей 21 % из тех, кто бьет детей, сами в детстве подвергались физическому насилию.

Общество с диагнозом

«К сожалению, для многих украинцев шлепнуть по попе ребенка за непослушание – святое дело, в результате чего у детей вырабатывается соответствующий тип поведения, мол, можно шалить, а потом все «искупить» наказанием, -  говорит Анатолий Чуприков, доктор медицинских наук, профессор кафедры детской, судебной и социальной психиатрии Национальной медакадемии последипломного образования им. П. Шупика.- И пусть учителю с переполненным классом, где 25-30 учеников, достанется лишь несколько таких детей. Он будет терпеть-терпеть, а потом сорвется. Нервная система, как говорят, не железная. Тем более, что сейчас общество взвинчено, взволновано и невротизовано. И. кстати, тот факт, что эта скандальная история всплыла только после того, как ребенок исподтишка полгода записывал все происходящее на уроках, говорит именно об этом – значит, в течение полугода все было более-менее нормально, пока педагог не сорвалась со всех петель».

Психиатр обращает внимание на то, что злостные нарушители дисциплины в классе – это, как правило, проблемные дети, нуждающиеся в коррекции поведения, в особом подходе и в особенном внимании взрослых. А в наших педвузах этому не учат. Возможно, и дома таких детей родители игнорируют, полагая, что их сына или дочь должны воспитать в школе. Немаловажное значение в отношениях «учитель-ученик» имеет и то, что профессия учителя стала не престижной. А сейчас не престижно все то, что не приносит денег. Дети это знают. И если в их семье царит культ материальных благ, могут даже специально каким-то образом унижать учителя, испытывать его нервы на прочность – мол, он круглый ноль. А учителя, получая мизерную зарплату, часто оказываются на грани нищеты. Нищий, униженный и оказавшийся на одной из самых низких ступеней на иерархической лестнице общества педагог вряд ли сможет воспитать счастливых учеников.

«Ко мне часто обращаются родители по поводу преследований педагогами их детей, - продолжает А. Чуприков. – Это дети с определенными отклонениями. Им трудно вписаться в поставленные им в классе рамки. И у учителя лопает терпение. Я обычно советую не выходить на тропу войны – это ничего не даст, а переходить в другую школу. Такому ребенку надо найти своего учителя. Как показывает практика, они его находят. Правда, иногда это бывает не с первой и даже не со второй попытки. Недавно был случай – обратилась мама, одна воспитывающая мальчика. Ребенок непростой. У него в школе начались проблемы с учителем. По моему совету мальчишку перевели в другую школу. Там у него молодая учительница, практически без опыта. Но она смогла подобрать к нему ключик: когда он на уроке лезет под парту, она просто не обращает внимания. И объясняет маме – мол, сделаю замечание, взбудоражится весь класс. А если промолчу, вроде ничего особенного не происходит, он сам потеряет интерес к тому, чтобы что-то необычное «совершать». И постепенно включается в работу».

Папа, ты слабак!

Может быть европейские ценности, к которым мы стремимся, загонят в угол наши традиционные методы народного воспитания с применением ежовых рукавиц? Ведь ювенальная юстиция – не пустой звук. И недалек тот час, когда наши дети перестанут быть жертвами, и как только на них поднимут руку – кинутся звонить в полицию. «Как-то точечно, в отдельных случаях, это может быть и остудит пыл некоторых агрессивных родителей, но не думаю, что новоиспеченные Павлики Морозовы, готовые продать родных мать и отца, изменят ситуацию в целом, - считает детский писатель Сашко Дерманский. – Каждый взрослый человек, родитель, должен осознать, что к детям нельзя проявлять жестокость. И начинать противодействие ей – с себя. У меня две дочки. Когда старшая была маленькой, а я был не очень опытным папой, каюсь – пару раз за шалости шлепал ее. Дети, конечно, могут доводить… Но мне потом было очень стыдно. Думаю, ну что ж я такой слабак? Меня-то самого никто в воспитательных целях не бил. Сейчас подрастает младшая дочка, а я – уже опытный отец, который на детей не поднимает руки. С детьми можно договариваться и в игровой форме добиваться нужного тебе поведения. Но у меня нет уникального рецепта - как исправить ситуацию в стране, когда многие родители бьют и унижают детей. Продвигаться будем, скорее всего, маленькими шажками. Я это пытаюсь делать с помощью своих книг. Может ли что-то изменить соцслужба – трудно сказать. К сожалению, у нас многое делается через то место, по которому как раз и не нужно бить детей. В итоге разговоров много –  толку мало».

Но вернемся к школе. Допустим, родители исправились, никто детей и пальцем не тронет, дома своим чадам уделяют максимум внимания. Что же должно поменяться в учителях?

«Нужна реформа школьного образования, - считает Сергей Дятленко. – Она должна коснуться многих аспектов. Чтобы профессия учителя стала престижной и уважаемой в обществе. Чтобы педагоги, поступая на работу на конкурентной основе, боялись ее потерять». Но, к сожалению, если процесс реформирования затянется, то, по словам уверен чиновник, школу покинут лучшие кадры, которые могли бы выдержать конкуренцию. Недавно, кстати, многие молодые учителя массово пошли работать в полицию. Школы все больше лишаются перспектив.

«За последние 30-50 лет многое в нашей жизни изменилось, а наши школы, по большому счету, остались прежними, - размышляет Анатолий Чуприков. – Если в СССР готовили дисциплинированных солдат, в школах детям прививали послушание, культ дисциплины, их заставляли многое заучивать наизусть, то сейчас учебные заведения нужно бы кардинально. Ведь какие-то даты и точную информацию можно за 10 секунд найти в любом гаджете. Нам нужен на личность, которая не только владеет определенной суммой знаний, а способная анализировать их и утвердить себя в обществе, которая сможет сделать мировые открытия. Нужны новые подходы к образованию и воспитанию. Без муштры и супердисциплины».

И Виктор Громовой, образовательный эксперт, заслуженный учитель Украины призывает тех, кто «наверху», к кардинальным изменениям в школах. Он уверен, что если ничего не изменится, может взорваться школьный майдан. Из-за «дебильных программ, скотского отношения к ученикам и многих постсоветских маразмов, которые до сих пор остаются в стенах наших школ».

Но пока учебный процесс идет - по старинке. С окриками, борьбой за дисциплину и учительской сверхзадачей поставить всех деток по струнке и постричь под одну гребенку. Иногда – с жертвами.

Фото: стильная беременность – кто из звезд Голливуда одевается лучше всех | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых