aif.ru counter
17.10.2018 12:41
221

Почем доступные лекарства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Аргументы и Факты в Украине 17/10/2018

Пока парламентский комитет по здравоохранению пытается сместить профильного министра Ульяну Супрун, медреформа шагает по стране. Одной из ее важнейших частей является закупка государством лекарств и медизделий для тяжелобольных людей. Последние три года вопрос таких закупок был передан на «аутсорс» международным структурам. Но с марта 2019-го ситуация должна поменяться: на рынок выйдет закупочное агентство. Борьба фарм-лоббистов за контроль над ним предстоит нешуточная.

«ВАРЯГИ» НА РЫНКЕ

До 2015 г. государство закупало критично необходимые лекарства и медицинские изделия через Минздрав, что постоянно сопровождалось коррупционными скандалами. Финнарушения находили свое отображение в проверках Счетной палаты и правоохранительных органов. После Революции Достоинства нардепы передали функции закупок от Минздрава международным организациям (МО). Но в работу включились только три – ПРООН, ЮНИСЕФ и британская «Crown Agents». Фактически, процесс закупки лекарств был выведен из-под юрисдикции закона «О публичных закупках» и весь процесс строился на договорных отношениях между Минздравом и МО. Они взяли на себя все вопросы с отбором поставщиков и с договорами с производителями.

лекарства
лекарства Фото: АиФ в Украине

 

ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ

В 2015 г. на финансирование лекарств и препаратов выделялось 4 млрд грн, а в 2017 уже 5,9 млрд грн. К сожалению, в 2019 г. правительство не предусмотрело увеличения этой сумы. Эти средства покрывают только 25% всей потребности в лекарствах и медпрепаратах для тяжелобольных украинцев. Хотя МО удается часто экономить средства, инфляция делает свое черное дело –импортные лекарства становятся менее доступными.

Работа Минздрава и МО гладкой не получилась – лекарства закупались с задержками, часто носившими объективный характер. МО должны были провести переговорные процедуры со всеми поставщиками-производителями. Важно понимать, что производители фармпрепаратов часто занимают монопольное положение на рынке и работают через устоявшихся посредников. Много лекарств требуют предварительного заказа (например, вакцины) и не могут быть поставлены по первому желанию заказчика. И получалось, что украинские поставщики оставались звеном-посредником между производителем и покупателем (Например, компания «Людмила-Фарм»).

Возникали проблемы и с подзаконными нормативными актами. Многие препараты приходилось вновь регистрировать в Украине, а для пациентов время – это жизнь. Да и процедура утверждения номенклатуры покупаемых лекарств тоже влияет на оперативность. А ведь есть еще многочисленные комиссии и рабочие группы при Минздраве, которые должны реагировать на изменение фармрынка, делать выбор между возможными заменами лекарств. Плюс, не стоит забывать о сознательных проволочках и коррупции главврачей в регионах – лекарства «теряются» в местных клиниках, не доходят до пациентов. Не хватает в Украине возможностей для полноценного контроля лекарств.

«Проблема в том, что все вакцины, которые сейчас бесплатны для вакцинации в медучреждениях, закупались с помощью международных организаций. В Украине никто не проверяет качество вакцины, которые заходят по международным закупкам», - отмечает экс-и.о. главы Гослекслужбы Наталья ГУДЗЬ.

СВЕТЛАЯ СТОРОНА

В отчете Счетной палаты Украины от 2017 г. констатируется, что правительством созданы предпосылки для поставки лекарств и медицинских препаратов МО только через 1-1,5 года после перечисления средств. Не удивительно, что потерявшие власть и финансовые потоки украинские фарм-импортеры оказывают сильное давление на парламентский комитет и всячески пытаются дискредитировать работу МО, указывая на проволочки с поставками. Сегодня Украина получает лекарства по договорам 2016 и 2017 гг.

С другой стороны, только в 2017 г. государство сэкономило на закупках до 39% средств. А в первый год экономия по сравнению с 2014 г. составила 620 млн грн. На 85% больше было закуплен лекарств для онкологии. Например, онкологический препарат «Иматиниб» был куплен по цене в 67 раз меньшей, чем до работы международных организаций

Так или иначе, мера по привлечению МО изначально планировалась временной. В законе крайний срок их работы прописан до конца марта 2019 г.. Далее в игру должна вступить закупочная организация – Центральная закупочное агентство (ЦЗА).

НОВЫЙ ИГРОК

Основные принципы работы ЦЗА были прописаны в августе 2017 г. в Концепции реформирования механизмов публичных закупок лекарственных средств и медизделий. Документ предполагает создание единого уполномоченного органа – ЦЗА, которая будет закупать лекарства централизовано для всех медучреждений (коммунальных и государственных). Предполагаемый денежный оборот превысит 12-15 млрд грн. ЦЗА будет заниматься закупкой вакцин, патентованных дорогостоящих лекарств, медизделий, медоборудования Организация будет пытаться влиять на внутренний рынок лекарств для снижения цен, формировать электронные каталоги.

В этом есть логика. Централизовано государство может купить больше и дешевле. Также следует учесть сложную логистику многих фармпрепаратов – они должны хранится и транспортироваться в определенных температурных режимах. Обеспечить это можно только централизовано. Обратная сторона централизации – все та же коррупция.

Впрочем, предложенная концепция до конца 2021 г. обещает, что работа с МО будет продолжена и после создания ЦЗА. Для предотвращения коррупционных рисков при организации будет работать независимый наблюдательный совет, куда войдут представители исполнительной власти и представители международных и общественных организаций. Каждый год организация будет подвергаться аудиторской проверке.  Примечательно, что финансироваться деятельность организации будет не из госбюджета, а за счет благотворительных взносов и других источников, не запрещенных законом. Главное, чтоб за «благодетелями» не торчали «уши» фарм-лоббистов.

КТО У РУЛЯ?

Вопрос закупок лекарств курирует замминистра здравоохранения по вопросам евроинтеграции – Ольга Стефанишина. Очевидно, она и те политические и общественные силы, которые стоят за Стефанишиной, станут основными бенефициарами ЦЗА. Сможет ли Агентство заработать с апреля 2019 г.? Минздрав сейчас разрабатывает пошаговый план, но вряд ли успеет справится в срок. В лучшем случае, организация заработает не ранее лета и то по ограниченным программам, например, в рамках проектов Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД. Предыдущие поставки 2017, 2018 и даже часть 2019 г. будут, очевидно, осуществляться по прежней схеме.

При этом, парламентский комитет по вопросам здравоохранения постоянно бомбардирует МОЗ своими обращениями и запросами. В Минздраве поселились контролеры из Счетной палаты, интерес к международным закупкам лекарств стало проявлять и НАБУ. Так что борьба за финансовые потоки продолжается.

ТУЧИ НАД МИНЗДРАВОМ

Кто расшатывает кресло Супрун

2 октября парламентский комитет по вопросам здравоохранения поддержал проект постановления, об отставке и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун и ее заместителя Александра Линчевского.

Супрун не взлюбили с первого дня ее работы. Американка, с нетипичной для украинской чиновницы внешностью, отличается свободным поведением и полным игнорированием критики. С невозмутимостью она гнет свою линию и продвигает медреформу с неотвратимостью асфальтоукладчика.

Она стала врагом для всех, от рядового врача и министерского клерка до ректоров медвузов и депутатского корпуса. Поддержку она получает только от тонкой прослойки интеллектуалов и от первых лиц государства.

«В Госдепе (США) у меня знакомый работает, я пытался выяснять. Мне сказали, что она «не их человек». Что она – выдвиженец своего родственника из Республиканской партии Соединенных Штатов", – отметил в СМИ правозащитник Семен ГЛУЗМАН.

Замглавы профильного комитета Олег МУСИЙ обвиняет Супрун в отсутствии опыта: «Речь о кричащей некомпетентности и непрофесиализме главы МОЗ. Ни к управлению, ни к менеджменту в сфере здравоохранения Супрун не имеет никакого отношения». Такая экспрессия понятна – интересы Мусия на фармрынке представлены в Сети в избытке. -

На место Супрун «сватают» хирурга Бориса Тодурова, главу комитета по здравоохранению Ольгу Богомолец, члена того же комитета Константина Ярыныча (БПП). По словам председателя правления Украинского врачебного сообщества Константина НАДУТОГО,  «Ярыныч давно согласован на эту должность". А ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Сергей КРАВЧЕНКО утверждает, что кандидатуру Ярыныча лоббирует замглавы президентской фракции и доверенное лицо Порошенко в парламенте Сергей Березенко.

Сама Ульяна Супрун заявила, что решение комитета об ее увольнении - это характерный ответ строй советской системы, стремящейся сохранить статус-кво. Но сама Ольга Богомолец заявила, что не верит в увольнение Супрун. Похоже, что Богомолец права. В последний визит Петра Порошенко в США его именно Супрун сидела рядом с ним и министром иностранных дел Климкиным в Генеральной ассамблее ООН.

Материалы подготовил: Семен ЧЕРНЫШЕНКО

Топ 5 читаемых