2810

Мифы и правда об аутизме

Аутизм, который диагностируют уже почти у 2% детей на планете, называют эпидемией 21 века. Об этом много говорят и пишут, но в обществе еще мало людей, которые понимают, что происходит с ребенком-аутистом, еще меньше тех, кто способен разобраться в проблеме, но и помочь семьям с особым ребенком. И среди них - Татьяна Викторовна Скрыпник - доктор психологических наук, профессор кафедры специального и инклюзивного образования Института человека Киевского университета имени Бориса Гринченко. Она авторитетный эксперт по вопросам обучения и развития детей с аутизмом, возглавляет общественную организацию "Маленький принц", которая оказывает системную помощь детям с аутизмом и их семьям. 

Итак, мифы и правда об аутизме:

1. Аутизм - тяжелое психическое заболевание, вызывающее ментальную инвалидность.

- Это миф. В современном мире аутизм считается не заболеванием, а особенностями развития человека. Кроме того, для определения таких особенностей используется единый термин - расстройства аутистического спектра (РАС). Они охватывают психические состояния разной степени тяжести. Однако  дети с аутизмом могут успешно учиться, развиваться, продуктивно работать во многих сферах деятельности.

2. Главный симптом аутизма у ребенка - замкнутость, боязнь посторонних людей и нежелание общаться с родителями.

- Можно назвать больше сотни признаков расстройств аутистического спектра, но чаще всего они запутывают психологов и мешают пониманию сущности аутизма. Есть четкие диагностические критерии РАС, - которые объединены в две группы. Во-первых, это устойчивый дефицит социального взаимодействия. Во-вторых, ограниченные, повторяемые поведенческие проявления, интересы, занятия (в том числе сенсорные стереотипии). При этом надо знать, что эти признаки - не приговор, демонстрируют то, что может трактоваться как " боязнь людей", или "нежелание общаться". Их нервная система очень уязвима, а сложный окружающий мир часто вызывает у них стресс. Никто не может жить постоянно в стрессе, поэтому они неосознанно защищают себя, уходя в стереотипы, стараясь избегать того, что непонятно, разнопланово, непредсказуемо (как, к примеру, эмоции и действия других людей). И до тех пор, пока для детей с РАС окружающий мир является непонятным и пугающим, возможность их обучения и развития будет минимальной. И наоборот, если мы понимаем, как повысить у них адаптивные возможности, гармонизировать их психическое состояние, развить у них физическую силу, выносливость и мобильность, их ресурсы раскроются, и они смогут полноценно общаться, последовательно учиться и увеличивать свое участие в разных видах деятельности вместе с ровесниками.

3. С каждым годом детей с расстройством аутистического спектра становится все больше.

- И это - не миф. Так и есть. Тут принято ориентироваться на данные Центра по контролю и профилактике заболеваний США, который фиксирует неуклонный рост числа людей с аутизмом. Например, в 2020 году было установлено что, расстройства аутистического спектра встречаются у каждого 54-го ребенка. И это на 10% больше, чем по статистике 2018 годаПричины такого роста количества детей с РАС могут быть разными. Чаще всего называют: совершенствование методов диагностики, генетические или экологические факторы, осложнения в родах (прежде всего - асфиксию). При этом речь идет о том, что статистика распространения аутизма примерно одинаковая в любых странах.

4. Триггерами развития аутизма бывают прививки, гаджеты и плохая экология.

 - Связь с прививками не доказана (как общая теория появления аутизма), плохая экология (в обобщенном смысле) может быть одним из факторов, актуализирующим проблему распространения аутизма, но тут надо разбираться, о чем идет речь и что надо делать, чтобы избегать тех или иных негативных влияний. Гаджеты являются очень привлекательными для людей с аутизмом, прежде всего потому, что в них, в отличии от окружающего мира, все построено очень четко, однозначно, упорядоченно, последовательно и предсказуемо. И это отвечает склонностям людей с РАС, но, конечно же, не является причиной аутизма.

5.Ребенок с расстройством аутистического спектра должен посещать только специализированные детский сад и учиться в спецшколе или дома. В кружки и спортивные секции ему путь закрыт.

 - Это миф. Так думают некомпетентные люди, в том числе, многие чиновники в Украине, например, начальники управлений образования, некоторые директора школ и т.п. На самом деле ресурсы у детей с РАС большие, поэтому их родителям надо находить тех, кто четко понимает, что надо делать, почему именно это надо делать и что будет следующим шагом на пути к активному участию ребенка в жизнедеятельности, коммуникации, образовании.
Дети с аутизмом могут успешно учиться вместе с ровесниками; активно участвовать в образовательном процессе и социальной жизни. Все это - только вопрос компетентности команды сопровождения детей с аутизмом.

6. Среди пациентов с РАС встречаются не только умственно отсталые, но и гениальные люди.

- Наличие аутизма возможно у людей с разным уровнем интеллектуального развития. При этом нарушения интеллектуального плана (то, что раньше называлось умственной отсталостью) у детей с аутизмом часто диагностируют ошибочно. Ключевая особенность при аутизме - отсутствие социальных качеств. Поэтому, когда таких детей тестируют, они могут не отвечать на вопросы не потому, что не знают или не понимают о чем их спрашивают, а потому что не хотят (и не умеют) общаться. Когда применяли вербальные (словесные) тесты для расследования  для определения интеллекта у людей с РАС, например тест Векслера (определение так называемого коэффициента умственного развития), то  пришли к выводу, что почти у 70% из них есть нарушения интеллектуального развития. Когда же стали применять невербальные тесты (например Leiter-3 и др.) то выяснилось, что только один из трех детей с аутизмом имеет такие нарушения. Наш собственный опыт свидетельствует: те дети с РАС, которых считают "низкофункциональными" (не отвечает на вопросы, не выполняет задания, не разговаривает), могут буквально через год "перейти" в категорию " высокофункциональных", если применять правильные стратегии их обучения и развития. Это доказывает, что в случае аутизма решающим являются стратегии вмешательства.
Если говорить о том, какие особенности при аутизме могут способствовать проявлениям уникальных способностей, то это - блестящая механическая память, склонность сосредотачиваться на ограниченой сфере интересов (гиперфокус внимания), умение и желание все упорядочивать и систематизировать информацию. 

Loading...

Топ 5 читаемых