aif.ru counter
82

Взять и отменить. Для борьбы с самолечением власть лишает граждан информации о лекарствах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Аргументы и факты в Украине 02/03/2011 Сюжет Закон

В рамках круглого стола «10 мифов о рекламе лекарств», который состоялся в Киеве 1 марта, игроки рекламного и фармацевтического рынков, а также представители прессы сошлись во мнении - от столь бездумного запрета пострадают практически все: телевидение, печатные издания, рекламные агентства, отечественные фармпроизводители и, главное, простые граждане.

Европейская практика

Позиция Комитета ВР по вопросам здравоохранения безапелляционна: «реклама лекарств подается в СМИ агрессивно, навязчиво, с многочисленными нарушениями законодательства, сводя на нет усилия государства вернуть доверие к врачу, воспитать в обществе понятия ответственного отношения к своему здоровью и ответственного самолечения». Это - выдержка из ответа Комитета на запрос Украинской ассоциации издателей периодической прессы. В Комитете убеждены, что в Украине лекарства рекламируются намного активнее, чем в странах Европы, где реклама препаратов для потребителей запрещена.

Юристы категорически опровергают эти утверждения, напоминая, что еще в 2003 году Закон Украины «О рекламе» был адаптирован к положениям Директивы Европарламента и Совета Европы «О кодексе Содружества относительно лекарственных препаратов для человека» почти дословно.

«Мы получили информацию от коллег-юристов из 26 стран. В Ирландии, Австрии, Бельгии, Испании, Болгарии, Греции, Италии, Румынии, Польше, Нидерландах, Германии, Финляндии на законодательном уровне разрешена реклама безрецептурных лекарств. В Норвегии не разрешена реклама лекарств на телевидении, а в Дании - на внешних носителях, первых и последних страницах изданий и в сети Интернет», - говорит Борис ДАНЕВИЧ, партнер адвокатской фирмы «Паритет», сопредседатель Комитета здравоохранения Американской торговой палаты.

Лечим или калечим?

Эксперты же напоминают, что самолечение не следует делать страшилкой. Напротив, понятие ответст-венного самолечения было введено ВОЗ и поддержано Советом Европы. «Большинство европейских правительств запускают программы поддержки ответст-венного самолечения - в целях повышения уровня осознанности пациента. Там поясняют: если симптомы не исчезли за 2-3 дня, пациент должен обязательно обратиться к врачу», - рассказывает Любовь Снигур, директор производственной компании «Здорово».

Получается парадокс: законодатели преследуют благие намерения борьбы с самолечением, одним махом ограничивая право потребителя на доступ к разнообразной информации об альтернативных аналогах одних и тех же препаратов, т. е. его право выбирать. Но при тотальном недоверии населения к врачебному институту такой запрет как раз и чреват бездумным самолечением, которое для некоторых категорий просто смертельно.

«Представьте, что реклама лекарств полностью запрещена. А рекламные бюджеты фармацевтических компаний никуда не делись. Они будут направлены на прямую и незаконную стимуляцию врачей и провизоров, которые станут подсовывать растерянным пациентам именно такие, а не другие препараты», - говорит Денис Шевченко, исполнительный директор фармацевтической ассоциации «ФАРМУКРАИНА».

Он добавляет, что и отечест-венные производители совсем не выиграют от такого запрета. По словам Шевченко, они продолжат производить генерики, т. е. более дешевые аналоги зарубежных препаратов, поскольку смысла вкладывать в разработку собственных лекарств у них просто не останется: при отсутствии рекламы вложения не «отобьются» и за десятки лет. А значит, продолжат конкурировать в дешевой нише с производителями из Индии и Китая.

Санкции помогут

Участники круглого стола согласны с тем, что законодательные требования к содержанию рекламных роликов, текстов и изображений, популяризирующих тот или иной препарат, нужно ужесточить, как и уровень ответственности за их нарушение.

Между тем, как напоминает Катерина Котенко, исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета, требования к договорам, которые телеканалы заключают с рекламодателями относительно лекарств, наиболее суровы. «Но реклама лекарств входит в топ-3 наиболее доходных для телевидения позиций. Реклама - единственный источник дохода для телеканалов. Эти деньги превращаются в зарплату для людей, которые выпускают новости, снимают фильмы, делают телепрограммы. Сейчас государство хочет запретить эту статью дохода потому, что само не обеспечивает надлежащего контроля над качеством такой рекламы. По аналогии, в связи с большим количест-вом ДТП на дорогах, нужно запретить рекламу автомобилей. Я подчеркиваю, что телеканалы, печатная пресса и рекламщики пострадают ни за что. А ведь мы ведем цивилизованный бизнес», - утверждает Котенко.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Все участники круглого стола одобрили список действий, необходимых для усовершенствования правил игры на рынке рекламы лекарственных препаратов:

  • Оставить в силе запрет на рекламу рецептурных препаратов.
  • Разрешить рекламу безрецептурных препаратов.
  • Усовершенствовать законодательные требования к содержанию рекламы безрецептурных препаратов, исключив возможность ее неоднозначного толкования.
  • Назначить ответственный орган за утверждение рекламной информации о безрецептурных препаратах, предназначенной для потребителя.
  • Сделать обязательным предупреждение об опасности самолечения, которое должно занимать не менее 15% рекламной площади.
  • Разработать план лекций специалистов Госпотребстандарта для сотрудников рекламных агентств - для разъяснения, реклама какого типа считается недобросовестной, какая информация - вводящей потребителя в заблуждение.
  • Расширить перечень способов информирования потребителя о свойствах и наименованиях безрецептурных препаратов с одновременным распространением просветительской информации об опасности самолечения.
  • Способствовать увеличению доходов телеканалов с помощью запуска социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа жизни.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых