aif.ru counter
273

Эффект плацебо: Сделает ли нас здоровее запрет рекламы лекарств

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и факты в Украине 27/11/2014
Медикаменты
Медикаменты © / expert.ru

Дискредитация железы

Что движет народными избранниками и власть имущими, которые уже пытались запретить рекламу медпрепаратов в СМИ, ответить сложно. Причем подобное желание возникает уже не в первый раз. В 2011 году были споры по поводу аналогичного запрета. «За», в частности, выступала тогдашний министр здравоохранения Татьяна Бахтеева, ссылавшаяся на «передовой европейский опыт». Между тем, нигде в ЕС, кроме Дании, запрета на рекламу безрецептурных препаратов нет. Вторым поборником запрета рекламы лекарств в СМИ был экс-премьер Николай Азаров. Широко известны его рассуждения о специфике «нашего человека», который к врачам не ходит и лечится на дому, а также о том, что мезим (ферментный препарат) может «дискредитировать поджелудочную железу».

В 2011-2012 гг. вокруг идеи запрета началась широкая дискуссия. Против высказались Европейская бизнес-ассоциация (ЕВА), представители фармкомпаний и СМИ, а также оппозиция… Та самая, что теперь при власти, сейчас пытается реанимировать этот запрет. И доводы приводит аналогичные: специфика «нашего человека», склонность к самолечению в ущерб здоровью. Действительно, 85% всех лекарств в Украине покупают без назначения врачей. Поэтому Украину охватило самолечение. Украинцы за год тратят на лекарства около 20 млрд грн, но только треть из них приносит пользу. Поэтому нужно внедрять практику продажи большинства лекарств по рецептам, а остальные – запретить рекламировать.

Запрет рекламы лекарств в СМИ значится пунктом 4.4 в проекте Коалиционного соглашения, опубликованного на сайте Блока Петра Порошенко. 

«АиФ» удалось узнать, что лоббируют запрет депутаты от «Самопомочі» и группа политиков из самого БПП. Об этом нам сообщил помощник депутата, избранного по списку президентского блока. «Подходы разные, «Самопоміч» настаивает на полном запрете рекламы, идею активно продвигает Анна Гопко («номер первый» в спике «Самопомочі». – Ред.), у нас предлагают пересмотреть Национальный перечень лекарств с тем, чтобы ограничить безрецептурный отпуск медикаментов, соответственно, если его расширить, то большее количество препаратов также попадет под запрет, ведь нельзя рекламировать препараты, отпускаемые по рецепту», – рассказал источник.

Естественно, мы решили поинтересоваться мнением и самой Анны Гопко, но давать комментарии будущий нардеп не захотела, сославшись на занятость. Что же до большинства депутатов, обсуждавших Коалиционное соглашение, то выяснилось, что они о нюансах этого вопроса и вовсе не думали. Решили не поднимать споров из-за мелочей ради успешного подписания коалиционного соглашения в целом.

«Особых дискуссий не было, говорилось, что за запрет выступили представители медицинской общественности, объясняли необходимость принятия решения с точки зрения здоровья нации и недопущения самолечения, – уточнил Павел Розенко, нардеп от Блока Порошенко.

Правда, не все однозначно «за» даже среди участников коалиции. «С одной стороны – и на этом категорически настаивали некоторые участники переговоров – такая практика вредна для здоровья, поскольку люди неконтролируемо употребляют лекарства. Но с другой – мы (Народный фронт. – Авт.) говорили, что загоняем медиа в узкие ворота, где они должны будут просить деньги на свою деятельность. И просить у олигархов – это минус», – по-делился Леонид Емец, нардеп от Народного фронта, который одновременно подтвердил «АиФ», что всерьез запретительная мера не обсуждалась ради экономии времени.

Кстати, проталкивать законы вот так, «под шумок», – нормальная практика политиков, отстаивающих чьи-то личные интересы. Хотя это не всегда заканчивается успехом, вот и сейчас, даже в Блоке Петра Порошенко допускают, что запрет может быть и не принят:

«Коалиционное соглашение – это декларация о намерениях. И нельзя сказать, что соглашения будут придерживаться скрупулезно, у меня самого есть к нему вопросы – так что различным нормам, в том числе запретительным, будут находить объяснение после создания коалиции», – привел свою точку зрения Валерий Пацкан, нардеп от Блока Порошенко.

Отвлекающий маневр

У противников идеи запрета рекламы лекарств – свои аргументы. Признавая, что самолечение является проблемой, они запрет не считают спасением от нее. «Нередко инициативы о запрещении рекламы лекарств мотивированы желанием перераспределить каналы продвижения этих лекарств, потому что, если не будет рекламы, то будет продвижение в аптеках, будет продвижение через врачей. А это только увеличит коррупцию в медицине. Ведь если фармацевты будут лишены общепринятых в мире маркетинговых инструментов (рекламы), то те же деньги будут тратить на то, чтобы «заинтересовать» врачей. А медики, получая «гонорары», будут убеждать больных покупать не тот рецептурный препарат, который лучше, а за который им платят деньги», – считает Екатерина Мясникова, представитель Независимой ассоциации телерадиовещателей. А вот Алексей Погорелов, гендиректор Украинской ассоциации издателей периодической прессы, отмечает, что нецелесообразно начинать реформу здравоохранения с запрета на рекламу лекарств. Этот шаг, по его мнению, напоминает таблетки-пустышки с эффектом плацебо, действие которых основано только на вере больного в исцеление. На самом же деле запрет рекламы станет лишь отвлекающим маневром от настоящих проблем в здравоохранении.

А, между тем, реклама – это инструмент маркетинга. И, как считает Игорь Коваль, директор Индустриального телевизионного комитета, без рекламы не появятся новые бренды и будет заморожена конкуренция на фармрынке. Есть еще один нюанс: большие международные компании работают во всех странах по более-менее стандартным процедурам, включая рекламу. Но если у нас будет такой довольно-таки специфический рынок, когда мы будем запрещать использовать привычные маркетинговые инструменты, то это станет большим минусом для бизнес-климата в стране. И такое новшество, как запрет рекламы медпрепаратов, не соответствующее общепринятым европейским практикам, может негативно повлиять на имидж Украины в мире и на общий бизнес-климат в стране.

То, что запрет рекламы лекарств – инициатива неоднозначная, свидетельствует и реакция на нее Минздрава. Министр Василий Лазоришинец предложил, чтобы как минимум 50% от рекламы лекарственных средств шли на финансирование здравоохранения. Выходит, в самой рекламе медики ничего плохого не видят. Вот только половину денег от нее не против получить на развитие своей отрасли.

Кому это выгодно?

Отметим, что раз вопрос о запрете рекламы медпрепаратов появляется постоянно, независимо от того, кто при власти, значит, его кто-то продвигает? Кто именно, нельзя сказать наверняка – ведь это предмет закулисных договоренностей. Другое дело, кому выгодно?

Выгодно, во-первых, самим фармкомпаниям, занимающим сейчас устойчивые позиции на рынке. Ведь таким образом они смогут ограничить конкуренцию, считает Екатерина Мясникова. Например, в списке Блока Петра Порошенко есть представитель фармкомпании «Дарница». Но нельзя исключить, что инициатива продвигается от других крупных фармкомпаний, не обязательно украинских, но давно работающих на рынке. «У нас уже есть достаточно большой опыт, когда действительно большие компании пытались фиксировать рынок», – отметила эксперт.

Один из главных аргументов противников рекламы медпрепаратов в том, что это не соответствует практике Евросоюза. «Новое правительство стремится на 100% выполнить Соглашение об ассоциации с ЕС, – считает Игорь Коваль. – Это предполагает максимальную синхронизацию законодательных норм Украины и стран Европейского Союза. Но в этом пункте (о запрете рекламы лекарств. – Ред.) коалиционное соглашение идет вразрез с европейскими нормами. Получается, что сейчас мы более синхронизированы с Европой, чем будем тогда, когда будет принят запрет».

Языком цифр

Правда ли, что у нас намного больше лекарств продают без рецептов, чем в странах Европы? А. Никитенко, Кировоград​

Обратимся к статистике. В Украине зарегистрировано 14 739 лекарственных средств, а, к примеру, в Германии – 58 264. Процент зарегистрированных безрецептурных препаратов в Украине составляет около 50%, а в Германии – 32%. Разница очевидна. Но у немцев этот процент ниже за счет действенной системы обязательного медстрахования, при котором многие необходимые лекарства, в том числе и самые современные и инновационные, подлежат реимбуксации – компенсации их стоимости гражданам за счет государства. А по абсолютному количеству зарегистрированных препаратов Украина заметно отстает от Германии.
Под запретом

Какие препараты уже сейчас нельзя рекламировать? С. Дроздов, Днепропетровск

В 2005 г.запретили рекламу лекарств, которые выписывают по рецептам.
В 2012-м запрет коснулся еще 327 популярных препаратов, отпускаемых без рецепта. Это, по разъяснению Минздрава, лекарства, содержащие наркотические или психотропные вещества, провоцирующие привыкание, предназначенные для кормящих мам, лечения детей до 12 лет, против туберкулеза, кожвензаболеваний, опасных инфекционных болезней, ВИЧ/СПИДа, онкозаболеваний, хронической бессонницы, сахарного диабета и даже некоторых препаратов от ожирения или импотенции.

Роман ПАНОВ
Галина ГИРАК

Фото: торты с таблетками и пластырями от медсестер Закарпатья | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых