2202

У ребенка занижена самооценка: что мы делаем не так?

Парадоксально, но не смотря на явную детоориентированность нашего общества, оказывается у наших детей - заниженное мнение о самих себе. По результатам исследования, которое проводили в школах, в середине 2000-х только у двух школьников самооценка была достойной, что означает высокий старт для развития личности в будущем. Эта ситуация - зеркальное отражение общепринятого украинского воспитания.

Чтобы ребенок вырос с нормальной самооценкой, прежде всего, необходима безусловная любовь. А у нас, к сожалению, чувство любви является разменной монетой. «Я тебя люблю, если ты помыл посуду», «люблю, когда получаешь хорошие оценки» - все эти родительские установки закрепляются на подсознательном уровне. И вот результат: в нашем обществе заниженная самооценка личности наблюдается практически у всех. Потому что в нас закладывают обусловленную любовь еще в детстве.

Второй очень важный момент: ребенку необходимо чувствовать свою силу. Но украинские родители чрезмерно опекают своих детей. Мы завязываем шнурки, пока ребенку не исполнится десять. Почему так происходит? Причина - в заниженной самооценке родителей. За счет ребенка мать и отец тоже чувствуют себя значимыми. Родители как бы помогают ребенку, но на самом деле не дают ему возможности почувствовать собственную силу.

Третий пункт правильного воспитания гласит: ребенку необходимо чувствовать себя значимым. Но что происходит на практике? Замечали, что родители, когда говорят о младенце, употребляют формулу: «мы покушали», «мы наконец заснули». Но когда ребенок выростает, формула не изменяется. Часто бывает, что спрашивая что-либо у ребенка, получаешь ответ его родителей, что с ним происходило и как он отреагирова. А ребенок стоит рядом, безучастный. Чувствует ли ребенок себя значимым, если за него постоянно отвечают родители? Взрослые сами мешают ребенку проявиться и почувствовать свою силу. И такие ситуации происходят сплошь и рядом.

Ребенку важно чувствовать, что у него есть дом. Некоторые родители говорят: «Это мой дом! Здесь все мое, вот вырастешь, построишь свой дом!» И, конечно, ребенок чувствует себя незащищенным. Казалось бы, в процветающих, обеспеченных семьях, где родители ни в чем не отказывают детям, младшее поколение должно показывать достойные результаты. Но на практике дети могут плохо учиться и хулиганить. Возможно, в нужный момент ребенку не сказали: «У тебя есть дом. Это твой стол, шкаф и т.д. Ты имеешь на это полное право». И тогда маленький человек чувствует себя более защищенным. А еще родители должны помнить, что ребенку необходимо исследовать мир. При этом важно понимать, что он делает в определенный момент и потом обозначить границы: «Можно жечь спички, но только здесь, рядом со мной!» Или, например, ребенок рисует на стенах. «Рисовать можно, но на бумаге», - объясняет родитель, и ребенок понимает, что, в принципе, свои способности и желания можно проявлять, но соблюдая ограничения.

Поддерживайте детей! Почему все дети так талантливы, а когда повзрослеют, в лучшем случае становятся хорошими исполнителями и только в определенных пределах? Потому что шаг влево, шаг вправо - и мы боимся оступиться. С детства родители ругают детей за промахи. Из каких побуджений действуют взрослые? Только из страха. Вот и получается: чтобы ты ни сделал - надо постоянно преодолевать страх. В итоге - только очень смелые люди в условиях такого воспитания могут чего-то добиться.

Украинским родителям, возможно, следует брать пример у еврейских отцов и матерей, не устающих хвалить и поддерживать своих детей. В некоторых семьях считалось правильным критиковать, указывать на недостатки. Так и в семьях.Если что-то ребенок сделал неправильно на это все обращают внимание, а когда сделалправильно - это в порядке вещей, можно не отмечать и хвалить не обязательно. Получается, в нашем менталитете главное правило - видеть недостатки. А надо замечать достоинства. Это вдохновляет на достижение целей. Ребенок, которого поддерживают, смело выйдет на сцену, заявит о себе. А когда его все время отчитывают за то, что он не так повернулся и не так посмотрел - ребенок на сцену уже не выйдет. Возможно, и жизнь пройдет в тени, без ярких красок и ощущений.

Если воспитывать с любовью, ребенок будет обращать внимание на свои ошибки, но при этом они не станут для него катастрофой. Проанализировал случившееся - и двигайся дальше! Кстати, в психологии понятия завышенной самооценки не существует. Высокомерие, завышенное мнение о себе - это та же заниженная самооценка. А при высокой самооценке человек относится к себе с достоинством, уважая других людей, уважая себя. Дети подражают родителям. Мы можем к миру относиться по-разному. Можем обвинять других, когда что-то не получается, а можем сразу переключить свое внимание на собственные ошибки. Родителям тоже нужен личностный рост. Дети прекрасно чувствуют: работают их родители над собой, над своим характером или нет? Прошли те времена, когда дети беспрекословно слушались родителей, в моде - стремление к равноправию между родителями и детьми. Мы воспитываем не словами, а чувствами. Можно говорить ребенку что угодно, но он воспримет не слова, а интонации. Можно уверять ребенка, что любите его, но в это время вы будете чувствовать раздражение. Чему поверит ребенок? Он поверит чувству, а не словам.

Бывает, родители не могут обнять своих детей. Не могут прикоснуться к ребенку, потому что в детстве их самих не обнимали. А безусловную любовь можно передать только прикосновениями, взглядом. Вот почему родителям надо научиться смотреть в глаза своим детям.

Loading...

Топ 5 читаемых