aif.ru counter
Галина ГИРАК 638

Почему школьные учителя бьют детей

Все материалы сюжета Дети, здоровье детей

По украинским школам прокатилась волна насилия над детьми. Только за последние полтора месяца произошло три таких резонансных...

Фото: АИФ

Киев – 7 мая, АиФ Украина. В марте жертвой тяжелой руки педагога стал пятиклассник на Закарпатье, две недели назад учительница столичной гимназии побила семиклассника, а на прошлой неделе в Николаеве директор школы вдалбливала знания пятикласснице... книгой по голове. Все три случая стали поводом к возбуждению уголовных дел.

Читайте также: День учителя: Педагоги, которые удивили Украину

А сколько еще украинских подростков страдают от педагогов-тиранов – неизвестно. Ведь далеко не все, что происходит за школьными стенами, становится достоянием гласности.

«Оторву вместе с головой»

О конфликте ученицы с педагогом в одной из харьковских школ «АиФ» на правах анонимности рассказала родственница пострадавшей девочки. Назовем ее Леной. У нее отношения с учительницей, которая была и классным руководителем, не заладились давно, поскольку девочка не блещет ни знаниями, ни трудолюбием, а родительское воспитание сводится к внушению того, что их дочке позволено все.

Читайте также: Табачник призвал не идти в учителя за длинным рублем

В общем, на одной чаше весов – сложный ребенок, за которого мама и папа готовы броситься в бой, на другой – педагог, которой, понятно, больше по душе дети, стремящиеся к знаниям, усидчивые и не создающие проблем.

Пик противоборства наступил год назад, когда Лена, тогда 12-летняя шестиклассница, на уроке математики вместо написания самостоятельной работы играла в игры на своем мобильном телефоне. Вообще, здешнюю учительницу считают очень сильным педагогом, но невероятно жестким человеком. Увидев, что Лена очень далека от происходящего на уроке, она покрылась пятнами от злости, с силой вырвала у девочки из-под рук тетрадь и сказала: «Ты в этой школе учиться не будешь!».

На следующий день пришел отец Лены, устроили разбирательства на уровне директора школы. Поговорили, выплеснули эмоции и вроде бы притушили пожар. Педагог даже рассказала «поучительную» историю из собственного детдомовского детства, когда она на уроке на что-то отвлеклась, за что и получила от преподавателя указкой по голове. В память об этом событии у нее даже остался шрам, на котором не растут волосы. Зато с тех пор она, сколько училась, на уроках занималась только делом.

Мир длился недолго. Несмотря на требование к детям придерживаться скромного школьного дресс-кода, Лена однажды пришла с модно выкрашенными яркими прядями волос. Увидев это, классный руководитель не сдержалась, схватила девочку за пестрый хвостик, с силой дернула его и пригрозила: «Оторву вместе с головой!».

По словам родителей Лены, безжалостная рука педагога будто бы даже выдернула клок волос. Снова последовали разбирательства, которые дошли уже до райуправления образования. Учительницу обещали наказать, а родителей Лены просили перевести ее в другую школу. Но отец был непреклонен. По его мнению, в подобных случаях нельзя не проявлять принципиальность. И максимум, на что он согласился, – перевести дочь в параллельный класс.

Прошло время, но оно только усугубило конфронтацию. Ведь сейчас у Лены и ее родителей натянутые отношения почти со всеми педагогами школы: она по-прежнему не рвется к знаниям, а практически все учителя встали на сторону своей коллеги.

Вырастут – отомстят?

Кипят школьные страсти и в селе Михайловка Винницкой области. «В области левой щеки гематома 1,5х2 см, за левым ухом ссадина 0,8х0,4 см. Гематома в области правой лопатки сине-желтого цвета 2,5х3,5 см. Боль в области левой лопатки. Жалобы на головную боль, боль в левой руке, шумы в левом ухе»... Это медицинское заключение об одном из младшеклассников. В таких воспитательных методах правоохранители подозревают учителя младших классов Владимира Недибалюка.

А учитель младших классов из Днепропетровска Алла Мячина прославилась в конце прошлого года благодаря распространенному в Интернете видео, на котором она «воспитывала» своего ученика подзатыльниками. Она уже получила «признание» за свой педагогический труд в виде выговора. Но это, похоже, далеко не все случаи, когда учителя в украинских школах силой вдалбливают ученикам знания. Массу подобных примеров можно найти в Интернете в отзывах детей о своих школах.

По словам психолога Веры ДУНАЕВОЙ, агрессию учителей, применяющих силу к ученикам, как правило, провоцируют сами дети небрежностью в учебе, и особенно – вызывающим поведением. Но у учителя есть много «мирных» инструментов воздействия на нерадивых учеников – применение всевозможных педагогических уловок, помощь коллеги-психолога, беседа с родителями, в конце концов – жалоба директору.

Рукоприкладство – крайне радикальный и недопустимый способ воспитания. А реакцией на него может стать желание отомстить, которое будет расти вместе с ребенком. Один такой «битый», повзрослев, будет отыгрываться за свои детские обиды на родных и близких, второй – на случайном прохожем в темном переулке, а третий – у себя на работе. Яркий пример тому – описанная выше харьковская учительница, которая подсознательно мстит своим ученикам за то, что когда-то в детстве больно получила от учителя указкой.

КОМПЕТЕНТНО

Пресс-служба Министерства образования и науки Украины:

«В ответ на запрос «АиФ» относительно случаев непедагогических поступков некоторых учителей сообщаем, что Министерство образования и науки Украины считает недопустимым применение физической силы к детям и подросткам и предпринимает меры к предупреждению насилия в учебных заведениях страны. Законодательством Украины телесные наказания, применение физического или психологического насилия к детям, являются преступлением. К счастью, факты проявления агрессивного и бестактного поведения учителей по отношению к ученикам общеобразовательных учебных заведений единичны. Поскольку в соответствии с действующим законодательством данные вопросы – в компетенции местных органов власти или правоохранительных органов, они и принимают решения в каждом подобном случае отдельно. Но никаких оправданий противоправным действиям, а тем более – учителя, быть не может».

МНЕНИЕ

Марьяна КРИВОРУЧКО, Учитель года-2012, школьный преподаватель биологии из г. Смела Черкасской обл.:

«Знаю случаи, когда учителя поднимают руку на учеников. Объяснение этому одно: эти люди в нашу профессию пришли случайно и в школе надолго не задержатся. Или же изначально человек горел педагогикой, но со временем у него произошло психологическое или профессиональное выгорание, пропал интерес. Тогда надо честно признаться себе в этом и сменить поле деятельности. Ведь никто не говорит, что быть педагогом – легко.

В школе всегда были, есть и будут дети из разных семей, в том числе и из неблагополучных, из неполных, где им уделяют очень мало внимания. Свою ложку дегтя добавляет и моральное состояние общества, идеалы которого далеки от образцовых. А бывает, что и родители или опекуны ребят воспринимают любые замечания педагогов преувеличенно, и из-за этого готовы воевать с учителями, а заодно и соответствующим образом настраивать детей.

Но в том-то и состоит мастерство педагога, чтобы находить достойные решения даже в очень сложных ситуациях. Я, если замечаю, что кто-то из учеников в плохом настроении и ведет себя соответственно, стараюсь не заострять внимания на нарушителе и перевожу все в шутку. Если вижу, что намека он не понимает, и с ним все-таки надо поговорить, никогда не делаю этого перед всем классом, чтобы не задеть самолюбие ребенка. А после урока общаюсь с ним наедине. При этом стараюсь взять его за руку – это очень важно для установления доверительного контакта. Из собственной 12-летней практики знаю, что нет такого ребенка, к которому невозможно достучаться».

Смотрите также: