aif.ru counter
243

Культура физкультуры: чтобы дети были живы...

Сюжет Дети, здоровье детей

Самое «смертельное» упражнение - бег на скорость или на дистанцию.

Что делают с нашими детьми на уроках «культуры тела»? Если здоровье ребенка должно достигаться таким риском, то я бы предпочла, чтобы мой ребенок не покорял Эверест, не спускался на дно морское, а ходил по земле медленно, но ходил! И ЖИЛ! 

Почему умирают дети?

Почему раньше не умирали? Только ли в чипсах и компьютерах дело? Заслуженный врач Украины, президент Украинской ассоциации «Движение за здоровый образ жизни», заместитель директора Украинского центра спортивной медицины Владимир Ничипорук видит проблему намного глубже.

- Объяснить эти трагедии слабостью и истощенностью детей к концу учебного года (как некоторые пытались), было бы неправильно, потому что дети умирали и в октябре, и в ноябре. Кажется, после лета должны бы оздоровиться, а тут…

Некоторые специалисты связывают эти случаи с интенсивным ростом ребенка за летний период. Мол, идет перестройка всех органов и систем, и какие-то органы не успевают «дорасти» до общего уровня. Но и это верно только отчасти. Ведь все мы когда-то были подростками, но не умирали от игры в футбол ни весной, ни осенью.

Проблема здесь вырисовывается глобальная. Нормативы, на которые до недавних пор ориентировались учителя физкультуры, были разработаны в 50-70-х годах прошлого века для детей, которые, как ни крути, были значительно здоровее и выносливее нынешних. Хотели мы или нет, но физический труд присутствовал в жизни почти каждого, как и подготовка к сдаче норм ГТО. Доступны были спортивные секции. Зимой - лыжи, коньки повсеместно. Летом - походы. У тех детей (рожденных, заметим, здоровыми родителями) и запас прочности был побольше.

Сегодня наше население сплошь нездорово. Многие семейные пары вообще из-за болезней не могут зачать и выносить ребенка, прибегают к искусственному оплодотворению. И даже если внимательно изучить внешне здоровых родителей, у них обязательно найдется по 3-4 диагноза на каждого. У таких родителей ребенок в принципе не может быть здоровым.

И если унаследованные проблемы не видны сразу, то могут проявиться и часто проявляются в критический период жизни - период полового созревания. Тогда меняется срез гормонального зеркала, и могут «выплыть» те болезни, о которых даже и не подозревали. Чаще всего это случается весной и в начале лета, когда происходят гормональные всплески. Но ведь все организмы разные. Яблони тоже цветут одновременно, а плоды бывают ранние и поздние. Когда «выползет» наружу доселе скрытая болезнь - предугадать сложно.

Каким аршином мерить здоровье

- Генетически детерминированная болезненность - это одна сторона медали. А вторая - равнозначная по важности - отсутствие у детей грамотных физических нагрузок. Грамотные нагрузки - это те, которые будут не отнимать, а добавлять здоровье. К большому сожалению, разработкой таких нагрузок сегодня никто не занимается. Все опираются на багаж прошлого века.

- Но ведь школьные нормативы уже были пересмотрены…

- Просто изменили цифры. А почему именно настолько? Где научные исследования в подтверждение? Нельзя кафтан позапрошлого века перешить на современного человека. Мы уже совсем другие. Нужно заново изучать новую популяцию людей. Состояние их здоровья, их реакцию на физические нагрузки. Просто, «на глаз» ослабить нормативы - это безграмотный подход.

- Справедливо ли вообще делать детей заложниками программ и инструкций? Родители ведь понятия не имеют, что с их ребенком происходит на уроке физкультуры, какие упражнения ему даются легче, а после каких он чувствует себя неважно. Остается надеяться на учителя, но разве он каждого прочувствует?

- Во-первых, детей должны наблюдать педиатры. Обязателен медосмотр перед школой. Но ничто не мешает родителям показывать ребенка врачу чаще, быть внимательнее к его здоровью и вне физкультуры. Самое лучшее - найти врача лечебной физкультуры, который поможет определиться с состоянием здоровья и возможными противопоказаниями к определенным занятиям.

Но даже если врач сочтет ребенка практически здоровым, еще не факт, что его (ребенка) не подстерегает опасность при занятиях физической культурой. Например, можно пробежаться утром с собачкой, а в школе на уроке - перед учителем. И там, и там дистанция одна. Но при беге с собачкой эмоциональный настрой один, а перед учителем - совершенно другой. Кто подсчитывал, сколько процентов школьников боятся учителей? Особенно грозных и жестких физкультурников? А таких детей очень много. Страх становится в этом случае доминантной эмоцией и сильно уменьшает резервы организма, а вот риск, наоборот, увеличивает. Страх не добежать, не допрыгнуть, не добросить, не отжаться…

Выполнить норматив - это самая неудачная мотивация воспитания уважения к своему телу. Гораздо нужнее с помощью того же физрука или учителя валеологии научиться отслеживать свое состояние - физическое и эмоциональное. Дети должны уметь сосчитать пульс, дыхание, а старшие - даже давление измерить.

Если ребенок чувствует себя неважно (даже если не может объяснить, как именно), он должен иметь возможность отказаться от физических нагрузок. Медсестра и учитель в этом вопросе должны идти навстречу.

- Мне кажется, пока нормативы не отменят совсем, процент хронически волнующихся детей не уменьшится…

- В одно время я на протяжении года занимался с учащимися физико-математического лицея. Преподавал психофизическую культуру. Кроме физических нагрузок, упражнений, они обучались аутотренингу, учились негатив переполяризировать в позитив - все это очень легко делается. Так вот, если в начале занятий большинство детей в анонимном анкетировании признались, что боятся учителей, то в конце года у всех занимающихся такой страх исчез. Они научились руководить своим эмоциональным состоянием, узнали ему цену.

Последний урок...

Прочтите этот далеко не полный список. И, если вы - родитель, гарантирую, что  вам станет плохо уже на втором, третьем его пункте.

Первоклассник на разминке во время урока физкультуры потерял сознание и умер (Зеленоградск, РФ).

  • Семиклассник хабаровской школы умер на уроке физкультуры во время пробежки по стадиону.
  • Девятиклассник одной из школ Ижевска умер на уроке физкультуры во время «стометровки».
  • Первоклассник тульской школы умер в реанимационном отделении больницы, куда его доставили с урока физкультуры.
  • Подросток 14 лет из Новгородской области скончался после забега на 2 км на уроке физкультуры.
  • Ученик десятого класса г. Туапсе скончался во время разминочной пробежки на уроке физкультуры.
  • Пятиклассник каменкобужской средней школы (Львовская обл.) умер на уроке физкультуры.
  • Ученик девятого класса школы Старая Некрасовка (Одесская обл.) скончался на уроке физкультуры во время игры в футбол.
  • Десятикласник одной из школ г. Запорожья умер на уроке физкультуры.
  • 12-летняя девочка умерла на уроке физкультуры в г. Новоселица Черновицкой обл. Девочке стало плохо во время бега.

 

ВАЖНО

Что делать, если ребенку во время урока стало плохо? (учителю физкультуры на заметку)

Отвечает врач Михаил Хруставка:

- Если ребенок потерял сознание во время физических нагрузок, нужно начать его спасать еще до приезда скорой помощи. Самое правильное в этой ситуации - немедленно начать искусственное дыхание «рот в рот». При этом очень важно не проводить закрытый массаж сердца, он может только усугубить ситуацию.

Открыть ребенку ротик, пальцем разжать челюсти и удерживать их в таком положении, накрыть рот носовым платком (если есть под руками), самому глубоко вдохнуть и с силой выдохнуть в рот ребенка. Продолжать до приезда скорой помощи. Почему это жизненно важно?  Наши дети не приучены сегодня грамотно дышать. А грамотно дышать - это означает дышать исключительно носом.

К сожалению, детей на уроках физкультуры и ОБЖ не предостерегают от опасности ротового дыхания. Бегущий ребенок, глубоко дышащий ртом, получает стресс сильной гипервентиляции. Со всеми вытекающими последствиями, главным из которых является спазм. Ребенок бежит, через пару метров у него закололо в правом боку, еще через пару метров закружилась голова, еще через пару метров потемнело в глазах, и еще через пару метров ребенок падает, синеет, у него останавливается дыхание и работа сердца.

Газовый дисбаланс, вызванный гипервентиляцией, приводит к чрезмерному расходованию в организме углекислого газа, что и приводит, в конце концов, к спазму сосудов (в том числе и головного мозга) и гладких мышц печени, почек и других жизненно важных органов. Без оказания правильной медицинской помощи, которая состоит в восстановлении газового баланса через дыхание «рот в рот», ребенок может умереть. Массаж сердца в виде надавливаний на грудную клетку в этом случае может привести к еще большей гипервентиляции, чего всеми силами нужно избегать. Дыхание же «рот в рот» насыщает организм углекислым газом, который является признанным стимулятором дыхания.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых