aif.ru counter
60

Когда компьютер становится предметом страсти

«АиФ. Здоровье» № 51. Здоровье 16/12/2009

Привычка или болезнь

- Во-первых, необходимо отличать болезненную страсть к чему-либо от простой привычки, - рассказывает врач-психотерапевт Алла КОРНИЕНКО. - Если это обычное, хотя и чрезмерное увлечение компьютером, ребенок особо не будет страдать при ограничении доступа к нему. Ребенок может поехать с родителями на дачу, поиграть на улице с приятелями. И при этом не будет упрекать, что «мог бы сейчас играть в компьютерные игры...»

Бывает, тяга к компьютеру настолько сильна, что начинает возникать зависимость. Ребенок уже НЕ МОЖЕТ жить без предмета своей страсти. А если его оторвать от компьютера силой, слезы и громкие негодования могут перерасти в агрессивные выпады.

При компьютерной зависимости дети отдают предпочтение общению с умной машиной, а не с ровесниками. Машина отвечает на вопрос, с ее помощью можно заочно найти друзей. Общение с ними происходит по электронной почте. Новые друзья не увидят ни маленького роста, ни юношеских прыщей, ни сутулой спины...

«Друг» может изменить личность

Если какие-либо обстоятельства нарушили эмоциональное и духовное единство в семье, каждый член семьи, особенно дети, чувствуют себя одинокими, незащищенными и ненужными. Именно такие обстоятельства вынуждают ребенка искать общение вне семьи.

Еще один аспект - влияние компьютера на личность. Существует немало компьютерных игр, которые могут способствовать изменению личности. Некоторые из них и создавались с целью «перепрограммирования» человека. В частности, игры, в которых происходит гибель одного из героев (преимущественно играют мальчики). Однако можно нажать кнопку и возвратить «жизнь», начать игру снова. В психике ребенка постепенно возникает установка на то, что смерть не является страшной, окончательной, ее можно «переиграть». Таким образом происходит подмена понятий и нарушается врожденная установка «не убей». К сожалению, такому подростку легче совершить самоубийство или убийство по незначительному поводу, ведь в подсознании заложена мысль, которую потом можно «переиграть».

Для девочек опасны моменты, где предлагается выбрать «героев», подобрать им одежду, мебель, характер, модель поведения. Тогда щелкаешь кнопкой мышки, и герой выполняет определенные действия. Казалось бы, ничего опасного, даже интересно. Но дело в том, что выбирать предлагается из четко заданных параметров, которые навязываются на уровне подсознания игрока. Т.е. происходит психолингвистическое программирование. Так формируется «человек будущего»: жвачка, кола, силикон. Выходит идеальный потребитель.

Спасение - в семейном согласии

Тяжелее всего, если уход в виртуальную реальность обусловлен нарушениями эмоциональных связей в семье, хорошо было бы поговорить об этом с психологом или психотерапевтом. И не просто поговорить, а выполнить полученные советы, хоть это и нелегко.

С другим вариантом проблем меньше. Родители должны время от времени играть с ребенком в его любимую игру. Жизненный опыт и здравый смысл взрослых помогут быстро разобраться, что к чему, и объяснить все это ребенку. Но следует предложить альтернативу - полезную и здоровую игру или интересное занятие. Тогда у ребенка не возникнет чувства пустоты.

Поэтому так важно с раннего детства выделять время на общение с детьми. Не поучение и «чтение морали», а общие игры, развлечения, разговор о друзьях, работе, проблемах. Потом, когда сын или дочь подрастут, они будут видеть в родителях друзей, мнение которых будет авторитетным. И морально-этические установки ребенка уже не смогут уничтожить ни влияние «плохих» друзей, ни влияние «плохой» игры.

Кто поможет?

Если время утрачено и уже возникли проблемы, ни в коем случае не ругайте ребенка... Детей нельзя ругать за то, что они чего-то не знают или не умеют. За это, как правило, жизнь наказывает родителей.

Итак, если есть проблемы, обратитесь к психологу или к умным и хорошим друзьям, попросите их поговорить с вашими детьми. Так как вы можете говорить «неправильным» тоном. А вот давний друг семьи выслушает ребенка спокойно, заинтересованно, без укоров. После этого спокойно обдумайте ситуацию.

С компьютером не следует бороться. Наши дети уже не смогут ни жить, ни работать без него. Вместе с тем нужно научиться придерживаться техники безопасности и психогигиены.

«АиФ. Здоровье» рекомендует

>> Нельзя то разрешать, то отвечать отказом в пользовании компьютером. После выполнения домашних заданий ребенок имеет право поиграть на компьютере. Но всегда только в определенное время.

>> Чтобы ребенок не плакал, а вы не сердились, не перерывайте игру внезапно. Посмотрите на часы и за 10 минут до конца отведенного времени напомните ребенку: «осталось 10 минут, осталось 5 минут, через минуту - выключаю».

>> Время за компьютером должно быть ограниченным. С 5-го класса - 30 минут, потом - не больше часа. Как награду можно иногда - по выходным дням - увеличивать это время, но не бесконечно.

>> Периодически интересуйтесь, какие игры увлекают ребенка. Хвалите за успехи. И как результат - через какое-то время ваши замечания или запреты будут восприниматься более доброжелательно.

Татьяна ФЕДОРЕНКО

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых