aif.ru counter
12.05.2009 10:30
30

Дети тестируют качество

«АиФ. Здоровье» № 20. Здоровье 13/05/2009

В этом детском исследовании, как и в других работах украинских школьников, оказалось так много смешного и горького, что полученный материал стоило бы, не жадничая, вручить Михаилу Жванецкому. «АиФ. Здоровье» решили опубликовать некоторые изречения детей, научившихся разбираться в качестве и экологичности товаров и услуг лучше многих взрослых.

А пока - несколько слов об этом необычном конкурсе, организованном проектом ПРО-ОН «Сообщество потребителей и общественные объединения» при содействии Министерства образования Украины. Его идею позаимствовали у известных европейских организаций защиты потребителей - австрийской Verein fur Konsumen-teninformation и немецкой Stif-tung Warentest - и провели в рамках школьного факультатива «Основы потребительских знаний».

Чтобы научиться среди предлагаемого обилия товаров и услуг выбирать самое лучшее и качественное, учащимся 6-11 классов предложили самостоятельно протестировать выбранное ими, а результаты эксперимента описать в своих работах. Между прочим, появление такого конкурса в Украине - как нельзя кстати. «Вакханалия» на рынке товаров и услуг продолжается. Так что нам следует очень внимательно подходить к покупкам. Чтобы как минимум сохранить свое здоровье.

«Даже коту не хватит здоровья дегустировать колбасу»

Пожалуй, самой популярной темой исследований стала колбаса.

«Обоснованием выбора темы: «Есть или выбросить колбасы, в качестве которых мы не совсем уверены?» - смысл нашого исследования, - пишут школьники. - Подруги говорят, что проблему можно решить просто: дать кусок колбасы на дегустацию своему коту. Если тот не будет брезговать - можно и на стол подавать. Но сегодня мы согласились, что даже коту здоровья не хватит дегустировать те колбасы, которые мы покупаем в магазинах».

Вот некоторые высказывания детей о колбасе:

Колбаса - это, наверное, самый скандальный продукт в мире.

- В светлом будущем в колбасу будут обязаны класть 60% мяса.

- Понятно, что люди, приручившие коней, не захотят есть колбасные изделия.

- Мясо - это все части животного. (Другими словами: все, что находится между рогами и хвостом, годится в колбасу).

- Если вы хотите есть нормальную колбасу, возьмите свою любимую марку и закажите за 200 - 500 гривен ее лабораторное исследование. И сказка станет реальностью.

«Вкус на гривню, польза - на копейку»

Большим откровением для членов жюри конкурса стало... количество чипсов, употребляемых детьми. В одном исследовании авторы подсчитали, что каждый ребенок в их окружении съедает в день как минимум одну (!) упаковку чипсов, а чаще - несколько. «Следует активно формировать общественное мнение, осуждающее употребление чипсов», - таков вывод учеников о продукте, который вряд ли можно назвать здоровым.

Досталось от детей и снэ-ам. «Вкус на гривню, польза -на копейку» - так называется одна из работ, посвященная исследованию снэков. В частности, школьники интересуются: «Можно ли сделать экологически дружественным употребление сухариков?» И наблюдают: «Мы часто встречаем людей, которые утоляют свой голод разными снэками -сухариками, хлопьями, флипсами...»

Рассказывая о том, что сухарики - это не всегда полезно, дети подтверждают: «Об этом свидетельствует случай покупки 18 марта 2005 года в России пачки сухариков, в которой вместе с ожидаемой продукцией была найдена тушка поджаренного крысенка».

Что же еще едят люди? «Первобытные люди питались не только растениями, плодами, кореньями, листьями и т.д. Важнейшими компонентами были птичьи яйца, молоко животных, моллюски, мясо мелких животных, - пишут школьники. - Но со временем появился достаточно популярный продукт употребления - жевательная резинка...» Из этой же работы мы узнаем, что «XX столетие - единственное в истории, от начала до конца которого человечество жевало резинку».

«Чтобы прочитать этикетку, купили увеличительное стекло»

Оказывается, чтение этикетки -это проблема не только для взрослых. Даже дети с хорошим зрением не в состоянии рассмотреть, что же написал производитель. «Для того чтобы прочитать этикетку, пришлось купить увеличительное стекло», - пишет ученица восьмого класса...

Пугают детей и неизвестные им языки. «Данный продукт на обертке содержит три языка: украинский, российский и узбекистанский», - объясняет участник конкурса. А его коллега подмечает: «Шоколадный батончик «Баунти» тоже содержит несколько языков».

Вот дельное замечание: «На основании штрих-кода можно сделать вывод, что фирма производителя отвечает действительности». В одной из работ дети сформулировали формулу успеха: «Часто важно искать не то, что присутствует, а, скорее, то, что отсутствует».

«Что делать с автомобильными шинами?»

«Самая популярная упаковка -наиболее распространенный вид мусора!» - пишут учащиеся. И они правы. Как выяснилось, детей серьезно волнует тема отходов, вторичной переработки. «Жизнь после смерти (что делать с отработанными телефонными батареями и «мертвыми» телефонами)» - так называется работа, на которую в Украине вряд ли кто-нибудь ответит. Другое исследование, тоже ставящее взрослых в тупик, посвящается теме автомобильных шин и их дальнейшей судьбе.

А учащиеся г. Кременец Тер-нопольской области даже подняли проблему утилизации бытовых отходов в своем городе и написали рекомендации мэрии. Уровень постановки многих вопросов на этом конкурсе впечатляет. Не зря учащиеся одной из школ назвали свое исследование «экодетективным».

«Как не ошибиться в тональном креме?»

Более чем удивило членов жюри исследование качества тонального крема. Как выяснилось, этим товаром школьницы 9-11 классов пользуются весьма активно, о чем рассказала работа: «Тональное средство - свежий цвет лица. Как не ошибиться в выборе?»

Главной идеей этого ученического труда стало определение истины: какое тональное средство среди девушек 9-11 классов - самое популярное? Как говорится, комментарии излишни. Одну из фраз этой работы можно считать объясняющей: «Сегодня основным клиентом косметических компаний все чаще становится тинейджер».

«Купить участок для экологически чистых продуктов»

Одной из работ, умиливших жюри и перевернувших представление о том, как следует подходить к продуктам питания, стало исследование «Корзина «зеленого» потребления для маленького Ивана» из г. Сквира Киевской области. Ее автор тщательно продумал вопрос: где найти экологически чистые продукты для прикорма малыша? И, в частности, среди его экологических советов прозвучало пожелание купить участок земли или использовать для выращивания овощей бабушкины грядки, удобряя их органическими удобрениями.

А еще все мы знаем, что в Украине - проблемы с качественным молоком и поголовьем скота. Но дети в курсе причин этого явления лучше всех: «Молоко - это продукт, который позволяет очень быстро и максимально развить тонкие ткани головного мозга... Демоны знают об этом, поэтому распространяют философию о пользе убийства коров и о вреде молока...»

Качеству рыбы школьники тоже посвятили работу: «Понятно, что после многократного промывания водой и полугодовалого «отлеживания» в за-мороженом состоянии рыба не похожа на себя».

«После маркеров у меня появлялась головная боль»

Детей, как и взрослых, утомляют многие явления нашей жизни. Потому одним из предметов исследований стали туалеты в учреждениях общественного питания. Как рассказывают авторы: «Туалет делает нас чистыми и свободными... Но чтобы дойти до одного из туалетов, который мы исследовали, потребовалось немало сил, времени и нервов. А когда дошли -нам стало еще хуже».

Детская требовательность к качеству оказалась явлением широкого спектра. Школьники изучали качество воды в колодце, вкус хлеба, пищевые добавки и даже безопасность тормозов горных велосипедов. Как показал конкурс, ученики очень хорошо знают, что реклама - всего лишь двигатель торговли. И предупреждают: «Не кидайтесь на яркую упаковку!» и «Не доверяйте рекламе, поскольку большая часть рекламируемых товаров -низкого качества».

Одна из лучших конкурсных работ была посвящена исследованиям качества маркеров. Ее автор предупреждает: «После использования некоторых маркеров у меня появлялась головная боль». О чем еще можно говорить?

Ксения МЕЛЕШКО

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых