aif.ru counter
70

Качество здоровья по-немецки

«АиФ. Здоровье» № 3. Здоровье 14/01/2009

Все эти экологически чистые продукты жестко контролируются. Как говорят немецкие эксперты: если стоит значок «биопродукт» - можно быть уверенным, что так и есть. В немецком обществе пропагандируют: фрукты и овощи надо есть пять раз в день. Здесь следят за своим образом жизни, и это бросается в глаза.

Пахнет жженым -ищите ПАУ

В знаменитой организации Stiftung Wa-rentest, основанной 45 лет назад, испытывают и продукты питания, и лекарственные препараты. Что касается лекарств, то эксперты выясняют: насколько они годятся для данной болезни или нет? Есть исследования, которые по силам только очень богатым организациям, возникшим в 1950-1960-е годы. Протестировать один товар и, в частности, одно лекарство стоит 50 тысяч евро. Как говорит Хайнц Уиллнат, глава административного департамента по европейским и интернациональным вопросам Stiftung Warentest: «Самые опасные «акулы» на рынке - фармацевтические компании».

Проводит Stiftung Warentest и исследование качества консультирования аптек. Внимательно изучаются лекарства, отпускаемые и по рецептам, и без них. Как подчеркивают эксперты, потребитель должен быть информирован не только за счет рекламы - у него должны быть независимые исследования. Результаты экспертиз публикуются в издании «Test», которое в немецких киосках всегда представлено на самом видном месте. Сайту www.test.de, где помещаются экспертные заключения, - уже 11 лет. Ежегодно здесь регистрируется более 23,5 млн. обращений. Между прочим, Stiftung Warentest доверяют больше, чем полиции. А знают о существовании этой организации 94% немцев.

Как рассказывает доктор Хольгер Браккеманн, директор по испытаниям Stiftung Warentest, даже при изучении бытовой техники около 20% испытаний приходится на графу «здоровье и экологичность». Это важно, ведь даже в кофе сегодня обнаруживают тяжелые металлы. Немецкие эксперты все больше внимания уделяют химическому составу товара: неважно - продукты питания это или бытовая техника. Особенно тем товарам, которые потребитель держит в руках продолжительное время: от перчаток, детских игрушек до поручней тренажеров.

Интересно, что даже производители удивлены результатами тестирований Stiftung Warentest. В материале пишущих ручек могут содержаться ПАУ - полициклические ароматические углеводороды. Эту проблему, кстати, в 2005 году обнаружил Stiftung Warentest: ее до сих пор обсуждают во всей Европе. ПАУ были зафиксированы и в продуктах питания, поддающихся копчению. «Потребитель может обратить внимание: если резиновое изделие пахнет жженым - это говорит о том, что в нем содержится ПАУ», - подчеркивает доктор Хольгер Браккеманн.

Разница в товарах - ОД

На фасаде здания, где размещается Федерация обществ потребителей Германии, -вывеска: «Голос потребителя». Это словосочетание бьет в точку: безголосому потребителю надо дать рупор. Одна из задач Федерации - помимо разработки новых законов в пользу потребителя - отслеживание случаев нечестной конкуренции и рекламы, вводящей потребителя в заблуждение. Тем более что очень многие товары мало чем отличаются.

«Разница может составлять одну десятую, - рассказывает доктор Хольгер Браккеманн. - Воздействие стирального порошка на ткань и грязь исследуется при помощи 30 загрязнителей, для чего используются образцы специальных тряпочек, которые производятся только в Швейцарии. Это тоже недешевое удовольствие».

Исследуя знаменитые стиральные порошки, эксперты Stiftung Warentest стали свидетелями такой сцены: представитель одного из ведущих производителей был абсолютно уверен, что лучший товар принадлежит его фирме. Но он ошибся... Узнав результаты исследований, руководитель едва сдерживал себя, чтобы «не скрутить» менеджера по качеству своего же предприятия...

Одна из типичных проблем для Германии и ЕС в целом - продукты быстрого приготовления, которые в последние годы пользуются все большим спросом. Именно в этих продуктах содержится повышенное содержание соли, сахара и жиров. Чтобы потребитель разбирался в том, что покупает, эксперты предлагают «светофорную декларацию»: красный, оранжевый, зеленый цвет подскажут, насколько товар качественный.

Большая проблема - препараты для похудения. В Германии, кстати, реклама таких средств, наглядно демонстрирующая результаты «до» и «после», запрещена. В немецком законе о лекарствах сказано,что ни один препарат не должен рекламироваться при помощи изображений. Заграничных производителей, кстати, наказать за нарушение бывает непросто: многие пишут на упаковке только свой почтовый ящик. Виновных приходится долго искать. А еще - через Интернет можно заказать любое лекарство. Но важно помнить, что именно в интернет-магазинах оказывается много подделок.

Немецкий опыт: БАДы И ГМО

В Германии здоровое питание - очень важная тема. С обычными продуктами здесь давно разобрались: немецкое качество - пример для подражания. Если не считать, что генные технологии и в сфере немецкого производства питания развиваются все активнее с каждым годом.

«Согласно опросам, 60-70% немецких потребителей выступают против генных технологий. Наша точка зрения такова: ГМ-технологии в производстве питания не являются необходимостью, - подчеркивает Иоахим Бетз, руководитель Потребительского центра Саксонии. - В конце концов нет ни одного длительного исследования, подтверждающего безвредность ГМО. Но в Германии нет единого мнения по этому вопросу».

Фермеры охотнее покупают генно-мо-дифицированные корма - они дешевле. 3-4 года назад в Баварии один фермер решил кормить свой скот ГМ-кукурузой и все животные сдохли... Политики боятся пропускать новые технологии на рынок, и в то же время бундестаг издал постановление: ГМ-технологии не запрещены. С весны 2008 года в Германии тоже возможна маркировка ГМ-продуктов (если ГМО содержится выше 0,9%), но в магазинах вы редко увидите продукты, помеченные таким образом. Все равно в Гер-

мании на 100% никто не может утверждать: есть ли в покупаемых продуктах ГМО или нет. А чтобы на колбасу поставить значок «Без ГМО» - скот нельзя кормить ГМ-кормами в течение 6 месяцев.

В Германии обсуждается и проблема необходимости БАДов. Между прочим, по немецкому закону врачи не имеют права продавать и рекламировать БАДы в своих кабинетах. Даже рекомендация БАДов - дескать, в вашем состоянии без них никак нельзя! - это уже недопустимо.

«Представители потребительских центров Германии, которые борются за права потребителей, придерживаются мнения, что БАДы не являются необходимостью, - подчеркивает Иоахим Бетз. - Перестроив свое питание, можно добиться такого же результата. К сожалению, в Германии тоже продаются БАДы при медицинских кабинетах, и задача потребительских организаций - отслеживать ситуацию. Чтобы разобраться с этим вопросом - проводятся серьезные меры: вплоть до судов».

Ксения МЕЛЕШКО

Кстати


В здравоохранении Германии - тоже немало проблем. Во-первых, врачей в стране не хватает. Больничные кассы все меньше платят медикам, и медики выходят на демонстрации, отстаивая свои права и требуя повышения зарплат. С другой стороны, в Германии немало врачей, получающих 10 тысяч евро в месяц «чистыми», и они тоже жалуются на жизнь. Во-вторых, денег в здравоохранении все меньше и меньше, а пациенты должны все больше платить. Есть проблемы и с отстаиванием потребительских прав в случае неправильного лечения - его факт сложно доказать. Для этого необходимо иметь документы на руках. Но прецеденты выигранных дел были.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых