aif.ru counter
160

Больной с тяжелым характером (11.11.2008)

«АиФ. Здоровье» № 46. Здоровье 12/11/2008

В домике улитки

Диабетики - организованные ребята, регулярные инъекции их дисциплинируют, - считает Ольга КАРДАШИНА, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Вырастая, они часто становятся врачами или медсестрами. Но у них нередко нарушена связь с внешним миром, они закрыты для окружающих, ориентированы на мир своей семьи, своей родни. Склонны педантично анализировать свое состояние и погружаться в свои ощущения. Страдают эгоцентризмом. Например, подросток-диабетик может долго рассказывать, что он почувствовал, не дождавшись звонка друга: как у него от огорчения болела голова, как появилась сухость во рту, как перед глазами запрыгали точки, как голова стала болеть еще сильнее... Но в ответ на вопрос психолога, не думал ли он, что с другом могло что-то случиться и поэтому тот не позвонил вовремя, - удивленное лицо. Диабетику трудно поставить себя на место другого человека и оценить ситуацию его глазами. Он искренне считает, что мир крутится вокруг него.

Ребенок, больной диабетом, может таить обиду на родителей: «Зачем вы меня таким родили? Знали ведь, что у бабушки диабет, и не могли позаботиться, чтобы я родился здоровым». Не умеет пошутить над собой и своей болезнью.

Что делать родителям

#  Внушайте ребенку: оттого, что он болен, он не становится менее ценным и нужным человеком для своей семьи, своих друзей, для всего общества.

#  Не позволяйте подросткам перекладывать на вас всю ответственность за свое самочувствие. Родители могут помочь подобрать диету, которая бы позволила есть многое, почти все, но они не могут и не должны следить, как подросток эту диету соблюдает и сколько кусков хлеба он за день съел. За всем этим подросток должен следить сам.

Нытик Иа

Родители обычно описывают характер ребенка, страдающего постоянными обострениями гастрита или колита, так: очень капризный, обидчивый, часто плачет без причины, мнительный - неприятность еще не произошла, а он уже ее переживает, считает, что все -и учителя, и сверстники - к нему несправедливы. Внушаем, любит читать в медицинских справочниках про свою болезнь и ждет самого печального развития событий. Свою обиду на мир такой ребенок обычно трансформирует в агрессию и выливает ее на самого близкого взрослого, на того члена семьи, кто ходит с ним по врачам, следит за соблюдением режима, дает лекарства...

«Желудочник» обычно неохотно соглашается на новые дела: «Зачем мне учить еще и французский, если я уже учу английский...» И часто именно вслед за сопротивлением чему-то новому следует обострение заболевания. В болезненное состояние он входит медленно, не то что астматик. Тот только подумал о неприятном - и сразу почувствовал удушье. А этот: «Я утром подумал о немецком, днем подумал, вечером подумал, что немка так и будет мучить меня до конца мая, и стало мне тошно и горько во рту...»

Что делать родителям

#  Поддержите ребенка, постоянно вселяйте в него оптимизм: «Ты сильный, ты справишься, я знаю, что другим людям во время обострения помогает диета, а боль можно снять дыхательными упражнениями. Попробуй и ты».

#  Старайтесь не показывать своего беспокойства, не подпитывайте его мнительность. Жалея ребенка, обязательно подчеркните, что боль пройдет и за обострением последует улучшение.

#  Неустанно повторяйте, что его история болезни может быть не такой, как у его родственника, и непохожей на тот тяжелый случай, который описан в медицинском учебнике. Нельзя все время думать о болезни и жалеть себя.

Весь вечер на арене цирка.

Астматики охотно общаются с людьми, любят обратить на себя внимание, умеют работать на публику. Один мальчик в минуту откровенности сказал психологу: «Если приступ случается дома, я смотрю на себя в зеркало. Мне интересно, как я в этот момент выгляжу». Они инфантильны, в обществе ведут себя как маленькие. Их психологический возраст обычно бывает моложе биологического на 2-3 года. Подростки, страдающие астмой, не любят задумываться, что будет завтра, живут сегодняшним днем. Они эмоциональны и тревожны: «Только подумаю об уроке немецкого, сразу начинаю задыхаться». Но быстро понимают, что болезнь дает им некоторую власть над людьми. «Я знаю, как надо дышать, на какие точки нажимать, чтобы остановить приступ, но я не всегда хочу его останавливать. Если я попрошу сейчас у родителей велосипед, они мне его не купят. Но после приступа, когда родители готовы на все, чтобы мне помочь, самое время попросить у них велосипед», - откровенничал с психологом один маленький манипулятор. А другой, перейдя в новую школу, в первый же день объявил одноклассникам: «Со мной надо быть поосторожнее, у меня может случиться приступ».

Многие астматики пережили в раннем детстве сильный стресс, запустивший болезнь. У кого-то развелись родители, кто-то потерял любимую бабушку... Немало детей, страдающих астмой, имеют очень религиозных родителей, самых различных конфессий, которые предъявляют им чрезмерно жесткие требования. Астма может развиться и у того, кто стал заложником родительских амбиций: слабенький, часто болеющий ребенок тем не менее был сильно загружен интеллектуальными занятиями в дошкольном детстве.

Что делать родителям

# Разглядев в своем ребенке эти черты, подумайте, не уходит ли он в болезнь от чрезмерных нагрузок? Надо ли мальчика со слабым здоровьем отдавать в гимназию или школу с углубленным изучением языков? Надо ли подростка, который из-за болезни был несколько лет на домашнем обучении, сильно нагружать учебой в старших классах, чтобы подготовить для поступления в вуз? Сейчас есть гибкие подходы к образованию, и можно найти тот, который устроит вас и будет по силам вашему ребенку.

#  Вместе с ребенком проанализируйте, что провоцирует приступ. Прокрутите все его детали, как в замедленной съемке. Расскажите, как приступ видится со стороны. Это важно. Ребенок почувствует ваше внимание, значит, ему не придется привлекать его другими способами, в частности болезнью. К тому же, приглядевшись к приступам, вы сможете отличить, когда ваше чадо симулирует, чтобы получить поблажку или желанную вещь. Не позволяйте манипулировать вами!

#  Постепенно перекладывайте на ребенка долю ответственности за состояние собственного здоровья. Нельзя, чтобы его хорошее самочувствие зависело только от одного взрослого, мамы например. Когда он был маленьким, за него отвечала мама. Теперь он сам должен знать, как справиться с приступом, сам должен класть лекарство в рюкзак. И не рисковать, уметь отказываться от опасных действий, которые могут обострить болезнь.

#  Не позволяйте ребенку прикрываться от всех проблем болезнью. Иначе может оказаться, что с астмой жить проще, чем без нее. Нельзя, чтобы, столкнувшись с малейшей трудностью, он тут же начал задыхаться.

Марина МАТВЕЕВА

Фото Геннадия Макарычева

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых