aif.ru counter
02.04.2010 19:00
Евгений МУДЖИРИ
25
Рейтинг вопроса
0
+ -

...Бизнес обмельчал и предприятия «советского масштаба» уже не строятся?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. "АиФ в Украине" 31/03/2010 Сюжет Бизнес, предприятия
Категория:  Архив Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 31/03/2010

«АиФ» решил сравнить объемы строительства за 18 лет украинской истории (1992-2009 гг.) и 18 лет советской (1974-1991 гг.). Итоги неутешительные: чем ближе к инновационной экономике, тем дальше от заветной мечты развить производство до таких масштабов, чтобы страна сама могла обеспечивать своих граждан всем необходимым. Исключение - автомобильная промышленность, которая могла стать проводником во время кризиса. Но отсутствие ино-странных инвестиций и дороговизна автомобилей как импортируемых, так и производимых внутри страны, дало соответствующие результаты. На сегодня в стране нет ни «народного автомобиля», ни понимания, что автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения.

 1974-1991 гг.  1992-2002 гг.
 Новые автодороги
  29 000 км   1 000 км.
    Энергетика
     
 Атомные электростанции:
Запорожская,
Ровенская,
Чернобыльская,
Хмельницкая.
 Гидроэлектростанции:
Каневская,
Днестровская-1.
Достройка блоков
на  Хмельницкой,
Ровенской АЭС
.

Пуск
Днестровской ГАЭС

 

 Автопром
     
Выпуск ЗАЗ-1102
«Таврия»
(до 150 тыс. авто в год)
 «ЛуАЗ»
(до 50 тыс. авто в год)
 Завод «Богдан»
в Черкассах,
aвтобусный завод ЛАЗ,
ЗАЗ
Кременчугский автосборочный
завод «Еврокар» с общей мощностью  до 400 тыс. авто в год.
 

 

 Мнение эксперта

По мнению российского политолога, директора Центра восточноевропейских исследований Андрея Окары, главная причина, почему в советское время реализовывались масштабные индустриальные, социальные и научные проекты, заключается в том, что тогда был субъект развития - большевистская партия, лично Сталин, бюрократиче-ский и директорский корпус. Сейчас же есть только субъект архаизации и демодернизации - это все те элитные слои, которые зарабатывают на уничтожении страны и «опускании» народа. Субъекта развития сейчас нет - его только предстоит создать.

Во-вторых, тогда была экономика иного типа, в которой была возможность прибыль вкладывать в развитие, а не в дворцы. В-третьих, гигантские проекты в советской плановой экономике часто оказывались циклопическими - затратными, неэффективными и ущербными. Экономика была ориентирована на ВПК (оборонную промышленность), с ее точки зрения, человек - это винтик в государственной машине. Никто особо людей не жалел и не задумывался об удовлетворении человеческих потребностей (так называемые советские товары «группы Б» были откровенно ущербны - это стало одной из причин непопулярности и развала СССР).

Компетентно

Александр Кава, руководитель Центра политического и экономического анализа:
- Транспортная отрасль за годы независимости за редким исключением практически не развивалась. Да, была построена автомобильная дорога Киев - Одесса. Были реконструированы железнодорожные магистрали по направлениям Киев - Днепропетровск, Киев -Харьков, Киев - Москва. Это позволило увеличить максимальную скорость движения поездов по ним до 140 км/ч. Было начато строительство двух киевских мостов через Днепр: Дарницкого и Подольско-Воскресенского, а также моста через Днепр в Запорожье. На этом список можно закончить.

Причина этому - чиновники, которые возглавляют транспортную отрасль. Они не занимаются ее развитием.

Думаю, что в ближайшие 5 лет не стоит ожидать резкого улучшения ситуации. Я сомневаюсь, что за это время будут реализованы серьезные транспортные проекты. Даже существующая программа развития «Укрзалізниці» сегодня отстает от графика. И к Евро-2012 реализовать ее в полной мере мы вряд ли успеем. Вместо этого мы будем и дальше эксплуатировать советское наследие.

Из первых уст

Олег Омельницкий, директор компании AutoConsulting:
- Сегодня в Украине имеются мощности для выпуска более 400 тысяч авто в год. Во времена СССР они едва дотягивали до 200 тысяч. С одной стороны, это существенный рост. С другой - мы почти не производим грузовых автомобилей. Наши собственные КрАЗы не в состоянии конкурировать со своими российскими и белорусскими коллегами даже на украинском рынке. В такой ситуации про экспорт можно забыть.

Заметьте также, все мощности по выпуску авто в стране принадлежат украинским компаниям. В соседней России, для сравнения, присутствует более десятка мировых производителей. Ответ на вопрос о наличии инвестиций в автомобильную промышленность очевиден.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых